Исторический словарь - судейкин сергей юрьевич
Судейкин сергей юрьевич
Желание сделать живопись, подобно музыке, средством выражения эмоций отразилось в названиях работ С. («Вальс снежных хлопьев», «Ноктюрн», «Прелюд», «Каприччо»), в мотивах романтического балета как волшебства («Балетные пасторали»). Работы С. экспонировались на выставках «Московского товарищества художников» и «Союза русских художников» (1905-10), на выставках «Голубой розы» (1907) и др.
Мироощущению С. была свойственна прежде всего театральность. Но если поначалу театр представлялся художнику воплощением мечты о красоте и гармонии, то позже возобладало «трагикомическое клоунада, балаган, бурлеск» («Карусель», 1910; «Масленичное гулянье», 1910-е; «Петрушка», «Кукольный театр» и «Арлекинада», 1915). На этом этапе манера живописи С. заметно изменилась: краски стали плотнее и ярче, рисунок определеннее, композиции картин более четкими и построенными, художник стал проявлять интерес к предметному миру («Река», «Дорога», «Пастбище», «Вид на имение»), он обратился к жанру натюрморта, к портретированию. Однако и зрелое творчество С. оставалось условно-декоративным и символико-аллегорическим: натюрморты, составленные из искусственных цветов в декоративных вазах, статуэток саксонского фарфора на фоне красочных панно или зеркал, похожие на спектакли кукольного театра; портреты, герои которых (например, жена художника О.Глебова-Судейкина в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Беляева, 1909) напоминают сценические персонажи; пейзажи («Летний пейзаж», 1916; «Сельский Эрмитаж», 1914; «В Михайловском парке», 1915), представляющие плоские декоративные панно на темы галантного жанра XVIII начала XIX вв. Будучи активным членом содружества «Голубой розы», С. тем не менее тяготел и к мирискусничеству: «...он тоже художник мечты и стиля, мечты об улыбке прошлого, о милых подробностях не нашей, навеки отжитой, грациозно-призрачной жизни» (Маковский). Правда этот «ретроспективный сентиментализм» у С. исполнен двусмысленности, гротеска, сливается с эстетикой мещанского вкуса («Северный поэт», 1909; «Русская Венера»; «Жанровая сцена»). Творчество зрелого С. противоречиво, парадоксально; в нем сосуществуют тяга к стилизации и одновременно тенденция к ее развенчанию, граничащая подчас с эпатажем. Средством снижения традиционно возвышенного служит художнику прием примитивизации.С. охотно обращался к лубку, к приемам и образам русского балаганного театра или итальянской комедии дель арте. Судейкинская примитивизация не столь остра и гротескна, как например у М.Ларионова, она более мягка, лирична и привносит в искусство художника момент озорства. Сложившийся стиль С, определил и характер его театра, где излюбленными жанрами художника становились комедия и оперетта. На сцене С. создавал великолепное праздничное зрелище, которое, как правило, соединялось с элементами кафешантана или грубоватой примитивностью народной площадной комедии («Забава дев» М.Кузмина, петербургский Малый драматический театр, 1911; «Изнанка жизни» Х.Бенавенте, реж.А.Таиров, Русский драматический театр в Петербурге, 1912), В 1912 исполнил в Париже для С.Дягилева декорации к «Послеполуденному отдыху фавна» по эскизам Л.Бакста и к «Весне священной» по эскизам Н.Рериха. Постепенно судейкинское понимание театра выходило за рамки традиционных жанров, требовало иных форм, иных сцен.
В «Доме интермедий» (1910-11) С. продолжал сотрудничество с Мейерхольдом. Участвовал в создании петербургских литературноартистических кабаре «Бродячая собака» (1911-15) и «Привал комедиантов» (1915-17). К Февральской революции 1917 С. отнесся положительно (плакат-карикатура на Николая II «Слетайтесь, вольные птахи...»). Летом 1917 уехал со второй женой, В.А. де Боссе, в Крым, занимался учетом ценностей в Воронцовском дворце, где декорировал интерьеры, делал афиши, оформлял постановки пьес, творческие вечера, балы, маскарады, «капустники». Такой тип театра привлекал С. до конца жизни. С 1919 С. в Тифлисе: стал одним из устроителей кабачка «Химериони», расписал его «адскими и эротическими мотивами», изготовил для вечера поэта-футуриста В.Каменского афишу и 12 декоративных панно-ширм. С 1920-в Париже, представил свои работы на выставках «Мир искусства» и на Осеннем салоне (1921), сблизился с Н.Болиевым и его театром «Летучая мышь» (занимался не только оформлением спектаклей, но определял сам характер деятельности театра). Оформил для труппы А.Павловой балеты «Фея кукол» И.
Байера и «Спящая красавица» П.Чайковского. В августе 1922 переехал в Нью-Йорк. Организовал вместе со своим другом, композитором С.Корона, кабаре «Подвал падших ангелов», в котором ставились остросовременные спектакли, такие как «Да-да» «ядовитый бурлеск», представлявший направление дадаизм; «Мадонна» по мотивам творчества Ш.Бодлера.
Его приглашали для сотрудничества крупнейшие американские театры. В 1924-31 работал в «Metropolitan Opera», оформив около десятка постановок, в том числе оперы В.А.Моцарта («Волшебная флейта», 1926), А.Тома, Р.Вагнера («Летучий голландец», 1930), М.Мусоргского («Сорочинская ярмарка», 1931), Н.Римского-.Корсакова («Садко», 1929), И.Стравинского («Свадебка», 1929; «Соловей», 1925-26); но наиболее удачная и любимая работа балет «Петрушка», в котором, по словам С., «жизнь должна быть сказкой, а сказка жизнью. Я думаю, что в моих декорациях я в этом успел» (1924-25). В Лондонском театре «Covent Garden» оформил балет С.Рахманинова «Паганини» (1939-40), В балетных постановках сотрудничал с Дж.Баланчиным, Б.Нижинской, М.Мордкиным, М.Фоканым. В 1934-35 С. привлекли в Голливуд для работы над постановкой фильма «Воскресенье» по роману Л.Толстого, Персональные выставки С. прошли в Чикаго и Питсбурге (1929), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чаттануге (1934-39). Станковые произведения, созданные в эмиграции, свидетельствуют о малоуспешном стремлении С.
обогатить язык своего искусства («Моя жизнь», нач. 1940-х). Похоронен на Бруклинском кладбище. Мемориальная выставка состоялась в Нью-Йорке в 1964. Д.Бурлюк отмечал, что среди русских художников в Америке С. был «наружно самым русским». .