Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - сургучев илья дмитриевич

Сургучев илья дмитриевич

(15.2.1881, Ставрополь 19.11.1956, Париж) прозаик, драматург, очеркист. Родился в семье разбогатевшего крестьянина, переселившегося в город. Занимался самообразованием и, закончив гимназию, уехал в Петербург. Поступил на восточный факультет Петербургского университета, окончил китайское отделение в 1907. Начал печататься в студенческие годы в ставропольской газете «Северный Кавказ», в петербургских журналах «Вестник Европы», «Журнал для всех» и др.; вошел в круг литераторов книгоиздательства «Знание», руководимого тогда М.Горьким, В конце 1900-х вернулся в Ставрополь, сотрудничал в местной печати, участвовал в общественно-политической жизни (выдвигался кандидатом в Гос. думу). В то же время не порывал с петербургскими изданиями, переписывался с Горьким, Л.Андреевым и И.Буниным, высоко оценившим талант С. В 1912в сборнике «Знание» (№ 39) вышла повесть С. «Губернатор», имевшая большой резонанс. Описывая жизнь крупного русского провинциального города тех лет, С" в отличии от других писателей-современников, избегая натурализма, сосредоточил внимание на душевной жизни своих героев. Нравственно-философское начало преобладало и в последующих рассказах С., в которых, ставя героев лицом к лицу со «смыслом жизни», он избегал модных в декадентских кругах мотивов безысходности и тоски. Определенное влияние на прозу С. тех лет оказал Чехов и дидактика поздних произведений Л.Толстого, «Победа в глубине человеческих сердец» С. интересует больше, чем общественно-политическая «злоба дня» (типичны в этом смысле его рассказы «Счастье», «В поезде», «Родители»). В 1913 в Александрийском театре Петербурга была поставлена первая пьеса С. «Торговый дом» с М.Савиной в главной роли. По просьбе присутствовавшего на спектакле К.Станиславского следующую свою пьесу «Осенние скрипки» С. передал в Московский Художественный театр. В 1915 она с большим успехом была показана в МХТ в Москве и в Петербурге: если в пьесе «Торговый дом» С, следовал реалистической традиции А.Островского, то в «Осенних скрипках» выступил как продол-жатель психологической драмы Чехова и Ибсена. После октябрьского переворота С., оставаясь в Ставрополе, сотрудничал в антибольшевистской печати, с войсками генерала Врангеля переехал в Крым, где издавал собственную газету. В 1920с частями белой армии добрался до Константинополя, жизнь в котором нашла отражение в написанной здесь пьесе «Реки Вавилонские» с ее типичными для русской эмиграции мотивами ностальгии и «вины перед народом». В 1921 С. поселился в Праге, сотрудничал с литературными и театральными эмигрантскими кругами. В организованном им русском театре были поставлены «Осенние скрипки» и «Реки Вавилонские». В 1924 переехал в Париж и с 1925 до конца жизни печатался в умеренномонархическом журнале «Возрождение», считая себя «не политическим, а эмоциональным монархистом». С 1930 в составе редакции «Возрождения»; вел отдел прозы и очерка. Опубликовал в журналах «Возрождение», «Грани» и др. множество рассказов и очерков на темы жизни русской эмиграции и воспоминания о Северном Кавказе и студенческих годах; издал роман «Ротонда» (Париж, 1952) и книгу рассказов.

Работал в последние годы над незавершенной пьесой «Вождь» о Сталине, который в молодости, скрываясь от полиции, служил в доме отца С. лакеем-поваром. Отрывок из этой пьесы под названием «За чахохбили» опубликовал в журнале «Грани» (1954, № 20). Не оставляя интерес к театру (сам пробовал себя актером еще в Петербурге), основал в Париже в 1942 в зале Гужона «Театр без занавеса» (реж.

Ю.Загребальский), в котором несколько лет ставились пьесы, водевили, оперетты, балетные интермедии.С. выступал как режиссер, актер (играл в пьесе А.Аверченко «Старики»), чтец собственных рассказов. В Париже несколько раз ставилась пьеса С. «Осенние скрипки», существует ее экранизация на французском языке. В конце жизни задумал роман о русской жизни «Ночь», действие которого должно было охватывать период от начала века до событий послевоенного времени; отрывки романа публиковались в журнале «Возрождение». Независимая позиция С. не способствовала его сближению с широкими эмигрантскими кругами. Под старость вел уединенный образ жизни, занимался библиофильством, собиранием икон, обладал большой коллекцией антиквариата, которую незадолго до смерти продал в США. По воспоминаниям эмигрантов, в Париже С. выглядел как «русский, чистый, прямой, крепкий, твердый «мужик» ...с университетским образованием». Творчество С. эмигрантского периода получало неизменно положительные оценки, его имя ставилось в один ряд с «духовными наследниками Достоевского, Толстого, Чехова», представителями писательского «цеха русского зарубежья» (И.Бунин, Б.Зайцев, А.Куприн, Д.Мережковский, А.Ремизов, И.Шмелев). Похоронен С. на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рассказы и пьесы С. переведены на иностранные языки, пьесы ставились в Германии, скандинавских странах. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сургучев илья дмитриевич
Значение слова сургучев илья дмитриевич
Что означает сургучев илья дмитриевич
Толкование слова сургучев илья дмитриевич
Определение термина сургучев илья дмитриевич
surguchev ilya dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):