Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - сутин хаим

Сутин хаим

(1893 {по др. св. 1894),м. Смиловичи, Минской губ. 9.8.1944, Париж) живописец. Сын портного по ремонту одежды, десятый ребенок в бедной еврейской семье. В 1907 бежал из дома в Минск, работал учеником фотографа, брал уроки рисования у художника Крюгера. С 1910 в Вильно, посещал там художественную школу. В 1913 на деньги, собранные виленской интеллигенцией, отправился в Париж вместе с друзьями по школе М.Кикоиным и П.Кременем. Поселился на Монпарнасе в квартале «La ruche» (Улей), жил одно время у О.Мещанинова, поступил в Академию Ф.Кормона. В первые годы пребывания в Париже познакомился с Д.Риверой, Ф.Леже, Ж.Ли11шицем, О.Цадкиным, М.Шагалом, в 1915-с А.Модильяни. Вел полуголодное существование; по свидетельству И.Эренбурга, встречавшего С, в кафе «Ротонда», «у него были глаза затравленного зверя». В начале 1-й мировой войны хотел вступить добровольцем во французскую армию, но был забракован по состоянию здоровья. В 1918 Модильяни познакомил С. с художником и поэтом Л.Зборовским, на средства которого С. обосновался в 1919 в горном городке Кёре на границе с Испанией, где жил до 1922. Участвовал в выставках «47 с Парнаса», «Сотня с Парнаса» (1920-21), в выставке группы русских художников «Удар» (1923). Все свои картины, заполненные «простыми вещами», писал с натуры; учился у художников разных эпох и, по словам Ш.Вильямса, «какимто образом умудрялся сочетать смелость Ван Гога, страстность немецких экспрессионистов и видение Рембрандта мясной лавки»; с влиянием Ф.Достоевского связаны в творчестве С. мучительный надлом и сочувствие униженным и оскорбленным. Память о тяжелом детстве и нищете в годы парижской юности воплотились в натюрмортах периода войны («Натюрморт с селедкой», «Натюрморт с супницей», «Натюрморт с трубкой») и 20-х («Рыбы и томаты», 1926-27), отвращение к жестокости в изображениях убитых животных («Бычья туша», 1925). В 1922-23 начал серию портретов «Пироженщики», в конце 20-хсерию портретов служащих ресторанов («Грум», 1927; «Посыльный у «Максима», 1933 и др.). В гротескных автопортретах (1918, 1920, 1923-24) утрировал свой образ. Экспрессивны пейзажи С.: «После грозы», «Ветреный день», «Дерево на ветру» (1939). Получил европейскую и мировую известность после того, как по рекомендации Зборовского около ста картин С. приобрел в конце 1923 американский искусствовед и меценат доктор А.Барнс, основатель фонда Барнса в Марионе близ Филадельфии, и примерно столько же французские маршаны.И.Грабарь, побывавший в 1929 во Франции, писал, что к этому времени С. был уже «баловнем счастья», ему одному прощали отступление от стандартных размеров холста.К.Коровин считал С. одним из «пяти-шести лучших художников мира» и ставил его наравне с К.Моне, П.Сезанном и О.Ренуаром. Протестуя против диктата маршанов, предпочитавших одни и те же мотивы произведений С.

, художник избегал выставок. Зависимость от маршанов привела к тому, что его работы оказались непредставленными (несмотря на обещания прислать их) на выставке «Современное французское искусство» в Москве (1928), где, по словам А.Эфроса, С, «столь известный Парижу и столь неведомый у нас» был бы «выразительнейшим художником русской группы».

В период господства в СССР «социалистического реализма» имя С. приводилось в подтверждение того, что «Запад гниет», т.к. художник «пишет только гнилое мясо»; лишь из воспоминаний Эренбурга советский читатель узнал, что о работах С. мечтали музеи всего мира. Первая и единственная прижизненная персональная выставка С. во Франции состоялась в парижской галерее «Бинг» в 1927, другие прошли за рубежом: в Чикаго (1935); Нью-Йорке (1936, 1938, 1940, 1943); Лондоне (1937); Вашингтоне (1943). С 1929 С. жил в Леве, близ Шартра. Несмотря на достаток, а в 30-е и богатство, С., как писал Эфрос, «неловкий, милый, местечковый, удивленный неожиданной славой», не знал, «что делать теперь со своими несколькими комнатами и телефоном», и по-прежнему был убежден, что художник только тогда способен почувствовать чужую беду, если сам неблагополучен и неустроен. В 1939 безуспешно пытался вступить в армию. После разгрома Франции гитлеровцами не принял предложение уехать в США; два года находился в «свободной зоне», в департаменте Турень. Обострение язвенной болезни заставило С, тайно приехать в Париж; умер на следующий день после запоздалой операции. В 40-50-х в странах Европы и в США состоялись его мемориальные выставки, в том числе в Париже в 1945 и 1959: выставка «Сутин и его круг» в 1958-60 в Нью-Йорке, Манчестере и Лондоне, .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сутин хаим
Значение слова сутин хаим
Что означает сутин хаим
Толкование слова сутин хаим
Определение термина сутин хаим
sutin haim это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):