Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - ткачев петр никитич

Ткачев петр никитич

Ткачев (Петр Никитич) писатель. Родился в 1844 г. в Псковской губернии, в небогатой помещичьей семье. Поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но, вскоре, за участие в студенческих беспорядках, попал в Кронштадтскую крепость, где просидел несколько месяцев. Когда университет был вновь открыт, Ткачев, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на ученую степень. Привлеченный к одному из политических дел (так называемому "делу Баллода"), Ткачев отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости, сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Писать Ткачев начал очень рано. Первая его статья ("О суде по преступлениям против законов печати") была напечатана в № 6 журнала "Время" за 1862 г. Вслед затем во "Времени" и в "Эпохе" помещено было, в 1862 64 годах, еще несколько статей Ткачева по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 г. Ткачев писал также в "Библиотеке для Чтения" П.Д. Боборыкина ; здесь помещены были, между прочим, первые "статистические этюды" Ткачева (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 г. Ткачев сошелся с Г.Е. Благосветловым и стал писать в "Русском Слове", а затем в заменившем его "Деле". Весной 1869 г. он был вновь арестован и в июле 1871 г. приговорен санкт-петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы (по так называемому "Нечаевскому делу"). По отбытии наказания Ткачев выслан был в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу. Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачева возобновилась в 1872 г. Он опять писал в "Деле", но не под своей фамилией, а под разными псевдонимами (П. Никитин, П.Н. Нионов, П.Н. Постный, П. Гр-ли, П. Грачиоли, Все тот же). Ткачев был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики. Он обладал несомненным и незаурядным литературным талантом; статьи его написаны живо, порой увлекательно.

Ясность и строгая последовательность мысли, переходящая в известную прямолинейность, делают статьи Ткачева особенно ценными для ознакомления с умственными течениями того периода русской общественной жизни, к которому относится расцвет его литературной деятельности. Ткачев не договаривал иногда своих выводов только по цензурным соображениям.

В тех рамках, которые допускались внешними условиями, он ставил все точки над i, как бы парадоксальны ни казались порой защищаемые им положения. Ткачев воспитался на идеях "шестидесятых годов" и оставался верен им до конца своей жизни. От других своих сотоварищей по "Русскому Слову" и "Делу" он отличался тем, что никогда не увлекался естествознанием; его мысль всегда вращалась в сфере вопросов общественных.

Он много писал по статистике населения и статистике экономической. Тот цифровой материал, которым он располагал, был очень беден, но Ткачев умел им пользоваться. Еще в 70-х годах им подмечена была та зависимость между ростом крестьянского населения и величиной земельного надела, которая впоследствии прочно обоснована П.П. Семеновым (в его введении в "Статистике поземельной собственности в России").

Наибольшая часть статей Ткачева относится к области литературной критики; кроме того он вел в течение нескольких лет отдел "Новых книг" в "Деле" (и ранее "Библиографический листок" в "Русском Слове"). Критические и библиографические статьи Ткачева носят на себе чисто публицистический характер; это горячая проповедь известных общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По своим социологическим воззрениям, Ткачев был крайний и последовательный "экономический материалист". Едва ли не в первый раз в русской журналистике в его статьях появляется имя Маркса. Еще в 1865 г. в "Русском Слове" ("Библиографический листок", № 12) Ткачев писал: "Все явления юридические и политические представляют не более как прямые юридические последствия явлений жизни экономической; эта жизнь юридическая и политическая есть, так сказать, зеркало, в котором отражается экономический быт народа... Еще в 1859 г. известный немецкий изгнанник Карл Маркс формулировал этот взгляд самым точным и определенным образом". К практической деятельности, во имя идеала "общественного равносилия"*), Ткачев звал "людей будущего". Он не был экономическим фаталистом. Достижение социального идеала или, по крайней мере, коренное изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить, по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности. "Люди будущего" в построениях Ткачева занимали то же место, как "мыслящие реалисты" у Писарева . Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим началом поведения людей будущего, отступают на задний план все положения отвлеченной морали и справедливости, все требования кодекса нравственности, принятого буржуазной толпой. "Нравственные правила установлены для пользы общежития и потому соблюдение их обязательно для каждого. Но нравственное правило, как все житейское, имеет характер относительный и важность его определяется важностью того интереса, для охраны которого оно создано....

Не все нравственные правила равны между собой" и притом "не только различные правила могут быть различны по своей важности, но даже важность одного и того же правила, в различных случаях его применения, может видоизменяться до бесконечности". При столкновении нравственных правил неодинаковой важности и социальной полезности не колеблясь следует отдавать предпочтение более важному перед менее важным.

Этот выбор должен быть предоставлен каждому; за каждым человеком должно быть признано "право относиться к предписаниям нравственного закона, при каждом частном случае его применения, не догматически, а критически"; иначе "наша мораль ничем не будет отличаться от морали фарисеев, восставших на Учителя за то, что он в день субботний занимался врачеванием больных и поучением народа" ("Дело", 1868, № 3, "Люди будущего и герои мещанства"). Политические свои воззрения Ткачев развивал в нескольких брошюрах, изданных им за границей, и в журнале "Набат", выходившем под его редакцией в Женеве, в 1875 76 годах. Ткачев резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П.

Л. Лавров и М.А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых "якобинских" тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению Лавровского "Вперед". В последние годы своей жизни Ткачев писал мало. В 1883 г. он заболел психически и скончался в 1885 г., в Париже, 41 года от роду. Статьи Ткачева, более характеризующие его литературную физиономию: "Дело", 1867 "Производительные силы России. Статистические очерки" (1867, № 2, 3, 4); "Новые книги" (№ 7, 8, 9, 11, 12); "Немецкие идеалисты и филистеры" (по поводу книги Шерра: "Deutsche Cuktur und Sittengeschichte" № 10, 11, 12). 1868 "Люди будущего и герои мещанства" (№ 4 и 5); "Подрастающие силы" (о романах В.А. Слепцова , Марко Вовчка, М.

В. Авдеева № 9 и 10); "Разбитые иллюзии" (о романах Решетникова № 11, 12). 1869 "По поводу книги Дауля "Женский труд" и статьи моей "Женский вопрос" (№ 2). 1872 "Недодуманные думы" (о сочинениях Н. Успенского , № 1); "Недоконченные люди" (о романе Кущевского : "Николай Негорев", № 2 3); "Статистические примечания к теории прогресса" (№ 3); "Спасенные и спасающиеся" (по поводу романа Боборыкина: "Солидные добродетели", № 10); "Недокрашенная старина" (о романе "Три страны света", Некрасова и Станицкого , и о повестях Тургенева , № 11 12).

1873 "Статистические очерки России" (№ 1, 4, 5, 7, 10); "Тенденциозный роман" [по поводу "Собрания Сочинений" А. Михайлова (Шеллера) , № 2, 6, 7]; "Больные люди" (о "Бесах" Ф.М. Достоевского , № 3, 4); "Тюрьма и ее принципы" (№ 6, 8). 1875 "Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики" (о сочинениях Кущевского, Гл. Успенского , Боборыкина, С. Смирновой , № 3, 5, 7); "Роль мысли в истории" (по поводу "Опытов истории мысли" П.

Миртова , № 9, 12). 1876 "Литературное попурри" (о романах: "Два мира", Алеевой, "В глуши" М. Вовчка, "Подросток" Достоевского и "Сила характера", С.И. Смирновой, № 4, 5, 6); "Французское общество в конце XVIII в." (по поводу книги Тэна, № 3, 5, 7); "Поможет ли нам мелкий кредит" (№ 12). 1877 "Идеалист мещанства" (по поводу сочинения Авдеева, № 1); "Уравновешенные души" (по поводу романа Тургенева "Новь", № 2 4); "О пользе философии" (по поводу сочинений А.

А. Козлова и В.В. Лесевича , № 5); "Эдгар Кинэ, критико-биографический очерк" (№ 6 7); 1878 "Безобидная сатира" (о книге Щедрина : "В среде умеренности и аккуратности", № 1); "Салонное художество" (об "Анне Карениной" Толстого , № 2 и 4); "Кладези мудрости российских философов" (по поводу "Писем о научной философии" В.В. Лесевича, № 10, 11). 1879 "Мужик в салонах современной беллетристики" [по поводу сочинений Иванова (Успенского), Златовратского , Вологдина (Засодимского) и А.

Потехина , № 3, 6, 7, 8, 9]; "Оптимизм в науке. Посвящается Вольному Экономическому Обществу" (№ 6); "Единственный русский социолог" (о "Социологии" Де-Роберти, № 12). 1880 "Утилитарный принцип в нравственной философии" (№ 1); "Гнилые корни" (о сочинении В. Крестовского , № 2, 3, 7, 8). Н.Ф. Анненский. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ткачев петр никитич
Значение слова ткачев петр никитич
Что означает ткачев петр никитич
Толкование слова ткачев петр никитич
Определение термина ткачев петр никитич
tkachev petr nikitich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):