Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - толстой алексей николаевич

Толстой алексей николаевич

(29.12.1882, Николаевск, Саратовской губ. 23.11.1945, Москва) прозаик, драматург, публицист. Происходил из старинной, но обедневшей дворянской семьи одной из ветвей рода графов Толстых. По линии матери, детской писательницы А.Л.Бостром, приходился родственником декабристу Н.Тургеневу. Детские годы провел в имении своего отчима, А.Бострома, на хуторе Сосновка Самарской губернии. Окончил в 1901 Сызранское реальное училище, затем учился в Петербургском технологическом институте, но оставил его осенью 1907, не закончив. Начинал как поэт: в 1907 вышла в Петербурге его «Лирика» по позднейшему признанию Т., «подражательная, наивная и плохая книжка». В 1908 в журнале «Нива» (№ 21) появилось первое прозаическое произведение рассказ «Старая башня», затем были изданы «Сорочьи сказки» (1910), сборник стихов «За синими реками» (1911). В раннем творчестве Т. выступал продолжателем традиций русской классической литературы, что отмечала критика {А.Амфитеатров, К.Чуковский). В литературе конца 1900-х1910-х был одним из наиболее крупных представителей неореализма. Под пером Т. угасающие дворянские гнезда, типы современного ему дворянства представали в ироническом, а иногда анекдотическом освещении: рассказы, впоследствии объединенные в книгу «Под старыми липами», «Заволжье» («Мишука Налымов»), «Неделя в Туреневе», «Петушок», «Прогулка», «Яшмовая тетрадь» и примыкающие к ним повесть «Приключения Расстегина» (1912) и романы «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912). Ближайшее литературное окружение молодого Т. составляли в основном писателисимволисты И.Анненский, М.Волошин, Вяч. Иванов, В.Брюсов, А.Ремизов: многие произведения его увидели впервые свет на страницах журнала «Аполлон».

В 1911-12 издательство «Шиповник» выпустило «Сочинения» Т. в двух томах, в 1913-18 «Книгоиздательство писателей в Москве» 9 томов собрания сочинений, куда вошли такие произведения как «Без крыльев», «Наташа», «Обыкновенный человек», «Утоли моя печали», «Миссис Бризли», «Прекрасная дама», «Для чего идет снег», пьесы «Насильники», «Милосердия!», «Касатка», «Нечистая сила», «Ракета» и др.

В годы 1 -и мировой войны Т. был некоторое время военным корреспондентом газеты «Русские ведомости», в феврале 1915 с группой писателей посетил Англию и английские войска на Западном фронте.

Казенно-патриотическими настроениями не отличался: в рассказах, очерках, статьях этих лет («Шарлотта», «Буря», «Макс Вук», «Первая ступень», «По Волыни», «По Галиции») с большой силой показывал страдания простых людей на войне, февральскую революцию приветствовал как «канун вселенского мира». В марте-апреле 1917, живя в Москве, принимал участие в реорганизации издательских учреждений, был назначен комиссаром по регистрации печати.

Октябрьский переворот встретил в Москве и отнесся к нему враждебно. В июле 1918, когда в Москве начался голод, выехал с семьей в Одессу, откуда весной 1919 на пароходе Добровольческого флота направился в Константинополь. Об этом путешествии он писал И.Бунину. «Что было перетерплено не рассказать. Спали мы с детьми в сыром трюме рядом с тифозными, по нас ползали вши. Два месяца сидели на собачьем острове в Мраморном море». В июле 1919 Т. удалось переехать в Париж, где он, поселившись на улице Ренуар, начал работу над 1 -и частью трилогии «Хождение по мукам» романом «Сестры» (1-я публикация начальных глав в журнале «Грядущая Россия», 1920, № 1-2). В 1920 в парижском журнале «Зеленая палочка» (№ 2-6) было опубликовано одно из лучших произведений Т. повесть «Детство Никиты». Летом 1921, живя близ Бордо, в имении, купленном эмигрантами, Т. решил покинуть Францию и в октябре переехал в Берлин, предварительно договорившись о сотрудничестве в «сменовеховской» газете «Накануне».

Близко общался здесь с М.Горьким, А.Белым, Е.Замятиным, А.Ремизовым, Б.Пильняком, В.Шкловским и др. В апреле 1922 получил письмо из Парижа от бывшего главы белогвардейского «Северного правительства» Н.Чайковского, в котором тот от имени бюро комитета помощи писателям-эмигрантам требовал у Т. объяснений по поводу его сотрудничества в газете «Накануне»; по мнению бюро, это означало разрыв с эмиграцией и переход на сторону большевистской власти. 14.4.1922 газета опубликовала ответ Т. под заглавием «Открытое письмо Чайковскому» (перепечатан 22 апр.

в «Известиях»), в котором он писал, что «в существующем ныне большевистском правительстве газета «Накануне» видит ту реальную единственную в реальном плане власть, которая одна сейчас защищает русские границы от покушения на них соседей, поддерживает единство русского государства и на Генуэзской конференции одна выступает в защиту России от возможного порабощения ее иными странами. ... представляю из себя натуральный тип русского эмигранта, проделавшего весь скорбный путь хождения по мукам. В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед. В эти годы погибли два моих родных брата, один зарублен, другой умер от ран, расстреляны двое моих дядьев, восемь человек моих родных умерло от голода и болезней. Я сам с семьей страдал ужасно. ...Но Россия не вся вымерла и не пропала. 150 миллионов живет на ее равнинах, живет, конечно, плохо, голодно, вшиво, но, несмотря на тяжкую жизнь и голод, не желает все же ни нашествия иностранцев, ни отдачи Смоленска, ни собственной смерти и гибели». Заведуя «Литературными приложениями» к газете «Накануне», Т. привлек к сотрудничеству М.Горького, К.Федина, С.Есенина, М.Булгакова. «Шлите побольше Булгакова», писал он в одном из писем в Москву, В берлинский период им самим были написаны роман «Аэлита» (1922), повесть «Рукопись, найденная в мусоре под кроватью» (1923) и др. В феврале 1922 побывал в Риге; рижская газета «Сегодня» опубликовала интервью с ним о новой советской литературе, в клубе писателей состоялось публичное чтение Т, его пьесы «Любовь книга золотая» (1919), прошедшее с большим успехом; в спектакле Рижского театра русской драмы «Касатка» он сыграл роль Желтухина. В конце мая 1923 Т. в качестве представителя газеты «Накануне» выехал в Москву; московские писатели и театральные деятели устроили ему торжественный прием (этот эпизод впоследствии изобразил М.Булгаков в «Театральном романе», где в образе Измаила Александровича Бондаревского легко узнается Т.) Летом 1923 Т. принял решение вернуться в Советскую Россию, о чем сообщил 27 июля в статье «Несколько слов перед отъездом»; «Я уезжаю с семьей на родину, навсегда... Я еду на радость? О, нет: России предстоят нелегкие времена». 1 августа приехал с семьей в Петроград. В творчестве Т. постэмигрантского периода тема эмиграции освещалась с просоветских позиций, обретая развлекательно-бульварные или же агитационно-карикатурные очертания. Таковы «Убийство Антуана Риво» (1924), «Черная пятница» (1924), «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), «Мираж» (1924), «Записки Мосолова» (1926), «Гиперболоид инженера Гарина» (1927), «Эмигранты» («Черное золото», 1930-31). В 1937 Т. приезжал в Париж; по свидетельству Ю.Анненкова, признавался, что он «циник», который «хочет... хорошо жить», и для этого ему приходится в угоду Сталину «быть акробатом».

Умер в Барвихинском санатории близ Москвы признанным классиком советской литературы, удостоенный всех мыслимых в то время званий и наград. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое толстой алексей николаевич
Значение слова толстой алексей николаевич
Что означает толстой алексей николаевич
Толкование слова толстой алексей николаевич
Определение термина толстой алексей николаевич
tolstoy aleksey nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):