Исторический словарь - вагнер вильгельм рихард
Вагнер вильгельм рихард
(Wagner), (1813-1883), выдающийся немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель и театральный деятель. Родился 22 мая 1813 в Лейпциге в чиновничьей семье. Занятия музыкой начал с 15 лет. В 1831 поступил в Лейпцигский университет. Одновременно брал частные уроки у Т. Вейнлига. С 1833 Вагнер работал театральным хормейстером в Вюрцбурге, затем дирижером музыкальных театров в Магдебурге (1834-36), Кенигсберге (1837), Риге (1837-39). В 1939-42 жил в Париже, где создал первые зрелые произведения: увертюру "Фауст" и оперу "Летучий голландец". В 184349 работал дирижером придворного театра в Дрездене; там же написал 2 оперы: "Тангейзер" и "Лоэнгрин".
Участник Дрезденского восстания 1849, после подавления которого эмигрировал в Швейцарию. В 1849-58 жил в основном в Цюрихе. В 1852 Вагнер завершил литературный текст оперной тетралогии "Кольцо нибелунгов" на основе скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдды" и немецкого средневекового эпоса 13 в. "Песнь о нибелунгах". В 1852-56 написал музыку первых частей тетралогии: "Золото Рейна" и "Валькирия".
В 1857-59 создал оперу "Тристан и Изольда" (по эпическому сказанию Готфрида Страсбургского). После периода скитаний (1859-64) Вагнер по приглашению баварского короля Людвига II переехал в Мюнхен. Здесь в 1868 была поставлена его опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" (по Нюрнбергской хронике конца 17 в.); в 1871-74 завершил последние части "Кольца нибелунгов": "Зигфрид" и "Гибель богов". Постановка всей тетралогии состоялась в Байрейтском театре (1876), построенном по проекту Вагнера. Последние годы жизни Вагнер провел в Байрейте, где в 1882 была поставлена его опера-мистерия "Парсифаль" (по средневековой христианской легенде). Умер Вагнер 13 февраля 1883 в Венеции. Творчество Вагнера и его мировоззрение произвели глубокое впечатление на Гитлера. Многое из литературного и философского наследия композитора находило отклик в представлениях Гитлера о великом предназначении немецкой нации, призванной править миром. Немцы, говорил Вагнер, предназначены для великой миссии, о которой другие народы не имеют представления. Миссия Германии состоит в том, чтобы избавить мир от материалистической цивилизации французов. Это не строго "национальная миссия", а скорее вселенская: весь мир, а не только одна Германия, должен быть избавлен от подобного материалистического влияния. Эта цель должна быть достигнута с помощью национальных средств... Лучи германской свободы и германской доброты принесут свет и тепло и французам, и казакам, и бушменам, и китайцам. Расовые представления Вагнера были заимствованы из двух негерманских источников: трудов французского социолога и писателя Жозефа Артура де Гобино и англичанина Хьюстона Стюарта Чемберлена. Вагнер восхищался утверждением Гобино, что германцы, вероятно, были лучшей нацией среди всех арийцев. Также его привлекала позиция Чемберлена, заявлявшего, что единственное средство разрушить еврейское влияние заложено в тевтонской культуре, что немцы являются наиболее цивилизованным народом на земле и что они имеют бесспорное право быть хозяевами мира. Вагнер яростно критиковал Генриха Гейне, называя его "совестью иудаизма, в то время как иудаизм является дьявольской совестью современной цивилизации". В сентябре 1850 Вагнер опубликовал в журнале "Нойе цайтшрифт фюр музик" статью "Иудаизм в музыке" под псевдонимом К. Фрейгеданк (Вольнодумец), которая вызвала ожесточенную полемику, особенно после того, как стало известно подлинное имя автора. Многие с воодушевлением заимствовали вагнеровский антисемитизм, чтобы принизить творчество Майербеера и Мендельсона. Другие объявляли Вагнера сумасшедшим. Для Гитлера и нацистских идеологов Вагнер являлся истинным героем. Его музыкальное и литературное творчество представлялось им наиболее выразительным проявлением великогерманского национального духа. Гитлер считал Вагнера своим духовным учителем: "На каждом этапе моей жизни я возвращался к Вагнеру". Близость взглядов Гитлера и Вагнера хорошо видна, если сопоставить некоторые их высказывания: Государство Вагнер: В государстве общество обязано жертвовать частью собственного эгоизма ради благополучия большинства. Непосредственной целью государства является стабильность, достижение спокойствия. Гитлер: Государство лишь средство достижения конечного. Его высочайшей целью является забота о достижении тех первобытных расовых элементов, которые создадут красоту и достоинство более высокой цивилизации. Вагнер: Народ составляют те, кто думает инстинктивно. Народ ведет себя бессознательно и на этом основании природно-инстинктивно. Гитлер: Мертвый механизм [старого государства] должен быть заменен живым организмом на основе стадного инстинкта, возникающего, когда все становятся одной крови. Вагнер: Мы должны сейчас найти героя будущего, который восстанет против разрушения собственной расы. Барбаросса-Зигфрид скоро вернутся, чтобы спасти германский народ в минуту глубочайшей нужды. Гитлер: Никто не должен забывать: большинство никогда не заменит вождя. Оно [большинство] не только глупо, но и трусливо. Не найти ни одного умного среди сотни дураков, и героическое решение не примет сотня трусов. Вагнер: Еврей это гибкий демон упадка человечества. Гитлер: Евреи это паразиты на теле нашего народа; они создают государства в государстве. Вагнер: Демократия это вообще не немецкое, а откуда-то заимствованное понятие. Франко-иудейско-немецкая демократия омерзительная вещь. Гитлер: Демократия это власть сумасшедших. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое вагнер вильгельм рихард
Значение слова вагнер вильгельм рихард
Что означает вагнер вильгельм рихард
Толкование слова вагнер вильгельм рихард
Определение термина вагнер вильгельм рихард
vagner vilgelm rihard это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):