Исторический словарь - валасма
Валасма
Династия катов (султанов) Ифата и Адаля (Сомали), правившая в XIII-XVI вв. Вся история династии Валасма связана с Африканским Рогом обширной областью пустынь и степей, которой заканчивается Африка на востоке. Населенный в основном кочевниками, говорящими на кушитских и семитских языках, этот район издревле был связан как с лежащей на западе от него Эфиопией, так и с Аравией, но всегда сохранял свое своеобразие. В то время Эфиопия занимала гористую и труднодоступную область Эфиопского нагорья. Африканское побережье Красного моря, острова Дахлак и очень важный в экономическом отношении порт Зейла находились в руках мусульман. В начале XIII в. сильнейшим из мусульманских государств в области Африканского Рога был Шоанский султанат, находившийся под властью династии Махзумидов и достигший своего наивысшего расцвета в годы правления султана Абдаллаха (1193-1235). Затем гегемония перешла к султанату Ифат, первым катом (султаном) которого и основателем династии Валасма стал Умар Вали Асма. В ожесточенной войне Махзумиды были разгромлены, а их столица сожжена (в сентябре 1277 г.) сыном Умара, Али. В следующем году последний шоанский султан Диль-Маррах бежал в Эфиопию. В 1283 г. он попытался вернуть свои владения, но потерпел новое поражение и был казнен. За разгромом и захватом Шоа последовали победы Ифата над союзниками Махзумидов эмиратами Джидая и Хаддимора, а также лежащими далее к востоку княжествами Адаль, Мора и Хобат. Ключевым моментом всей истории Валасма следует считать войны этой династии с христианской Эфиопией. То затухая на некоторое время, то вновь разгораясь и достигая невиданного ожесточения, они продолжались более двухсот лет. Особый размах эта борьба приняла во второй трети XIV в., после того как кат Хакк ад-дин I (правнук Вали Асмы) в 1328 г. коварно пленил эфиопских послов, возвращавшихся из Каира. Правивший в то время в Эфиопии негус Амдэ-Цыйон немедленно выступил против мусульман, нанес им поражение, взял в плен Хакк ад-дина и провозгласил катом его брата Сабр ад-дина I. Но едва тот взошел на престол, война вспыхнула с новой силой. В областях Амхара и Тоджама была устроена резня христиан. Негус опять выступил против врага и в 1331 г. нанес Сабр ад-дину страшное поражение. Кат едва спасся бегством, но вскоре был взят в плен. В состав Эфиопии вошли мусульманские провинции Мэнгз, Зега и часть самого Ифата. Новым катом негус назначил в 1332 г. Джамал ад-дина I, брата Сабр ад-дина, а после того как тот поднял восстание, возвел на престол последнего и четвертого из братьев, Наср ад-дина. Этот кат исправно платил дань правителю Эфиопии, но его преемник на престоле Али I, сын Сабр ад-дина I, при первой возможности поднял новое восстание, впрочем, столь же безуспешное. Сын негуса Амдэ-Цыйона, Сэйфэ-Арыд, победил Али и заключил его в тюрьму. Власть перешла к его сыну Харб-Араду. Спустя какое-то время негус простил Али и отпустил его на свободу. Однако Харб-Арад отказался уступить престол отцу и начал с ним войну. Середина XIV в. вообще была заполнена смутами и переворотами. Хроники Валасма знают восемь эфемерных царствований этого времени, и из восьми катов-претендентов лишь двое были потомками Вали Асма. Харб-Арад старался поддерживать с негусом дружественные отношения и часто гостил при его дворе вместе со своими сыновьями Хакк ад-дином и Саад ад-дином. По иронии судьбы именно эти братья, младший из которых вообще родился при дворе негуса, стали самыми яростными борцами за дело ислама и доставили много бед христианским монархам. Оказавшись изгоями в своей среде как сыновья предателя, они ушли в полупустынную область Адаль, где стали собирать вокруг себя сподвижников из среды воинственных кочевников и молодых ифатцев, недовольных засильем стариков, пресмыкавшихся перед эфиопским правителем. В 1363 г. Хакк ад-дин выступил против своего дяди Мола Асфа, который был тогда катом Ифата и убил его в сражении. Страна перешла под его власть, а война с Эфиопией вспыхнула с новой силой. Чтобы успешней противостоять врагу, Хакк ад-дин II перенес свою столицу из Ифата в район Харара, располагавшийся в Адале. Теперь эфиопским правителям стало намного труднее совершать те молниеносные карательные походы, которые в прежние годы доставляли им легкие победы. Но с другой стороны, удалившись от мусульманских областей Ифат, Шоа, Даваро, Хадья и Бали, Хакк ад-дин фактически передал их в руки христиан. Сам он в 1386 г. был разбит негусом Давидом I и пал в бою. Его брат и преемник Саад ад-дин объявил Эфиопии священную войну. Повинуясь его призыву, многие из его подданных-мусульман приняли участие в боевых действиях. Однако перевес все равно оставался на стороне христиан. В 1407 г. Давид I, преследуя Саад ад-дина, дошел до самого побережья и взял приступом Зейлу, где тот пытался укрыться, а в 1415 г. во время очередного неудачного для мусульман сражения, Саад ад-дин получил смертельную рану. Он погиб, снискав славу мученика. Для своих потомков он всегда был примером доблести и ревностного служения Аллаху. Десять сыновей Саад ад-дина, изгнанные из страны, нашли убежище в Йемене. Вскоре, собравшись с силами, они возвратились и возобновили набеги на пограничные области Эфиопии. В следующие тридцать лет в боях с христианами погибли каты Собр ад-дин II, ал-Мансур, Джамал ад-дин II. Их брат Шихаб ад-дин Бадлай, принявший власть в 1433 г., заключил с негусом мир. Однако в 1445 г. война разразилась с новой силой. В том же году произошла большая битва. Она закончилась разгромом мусульман и смертью Бадлая. Погиб и его брат Хаыр ад-дин. Султанат Ифат прекратил свое существование. Центр оттесненного ислама окончательно переместился в Адаль. Сын Бадлая Мухаммад I отказался от продолжения священной войны и признал себя данником негуса Бэыдэ-Марьяма. Все годы его царствования Адаль исправно платил Эфиопии дань, но сразу после его смерти в 1471 г. отношения между христианами и мусульманами вновь обострились. В 1472 г. сын Мухаммада, Шамс ад-дин отказался платить дань негусу и в последующие годы Адаль сохранял независимость. При этом негусы не раз разоряли страну, доходя до самой Зейлы. С конца XV века ситуация начинает меняться. После смерти Шамс ад-дина, когда престол перешел к одному из правнуков Саад ад-дина Мухаммаду II, власть катов Валасма стала быстро слабеть. В 1518 г. после убийства Мухаммада II началась война между различными представителями династии Валасма, еще более уронившая ее влияние. Менее чем за два года сменилось пять или шесть катов. Все они едва ли обладали реальной властью за пределами своей столицы г. Дакара. В этих условиях мусульмане Адаля сплотились вокруг нового центра проповедников-имамов, призывавших в своих выступлениях к непримиримой священной войне с неверными. Каты Валасма пытались восстановить свое влияние, но без успеха. Сын Мухаммада II Абу Бакр, чтобы быть более независимым от религиозных вождей, перенес свою резиденцию в Харэр, где находился с лета 1520 г. В своих действиях он опирался на отряды кочевников-самалийцев, которые безнаказанно грабили купеческие караваны и проявляли неуважение к исламу.
В 1525 г. Абу Бакр внезапно напал на популярного имама Гарада Абана, убил его и ненадолго вернул себе власть над Адалем. Однако этот шаг вызывал сильное недовольство купечества и сторонников джихада. Противники Абу Бакра объединились вокруг другого популярного имама Ахмада Граня (Левши). Кат между тем все больше терял поддержку, так как демонстрировал явное бессилие в войне с внешними врагами.
Португальцы безнаказанно топили мусульманские торговые суда, они взяли и подвергли разгрому Зейлу. В 1527 г. эфиопы также попытались вторгнуться в Адаль, однако были остановлены и разбиты Ахмадом Гранем. После этого имам стал пользоваться непререкаемым авторитетом в глазах большинства адальских мусульман. Это предрешило судьбу катов Валасма. В 1529 г. Ахмад занял Харэр, сверг непопулярного Абу Бакра и передал престол его брату Умар ад-дину. Последний, впрочем, был только марионеткой в руках Ахмада, который сам довольствовался титулом имама. Захватив власть в стране, он стал готовиться к священной войне против Эфиопии и в большом количестве закупал оружие у арабов и турок. Война началась в том же 1529 г. и продолжалась тридцать лет. Поначалу успех был на стороне мусульман. Страшное поражение христиан у Шынбыр-Куре открыло Граню дорогу вглубь их владений. В следующие десять лет Ахмад неоднократно совершал походы в Эфиопию, разоряя страну, обращая в ислам массы христианского населения. К 1540 г. его успехи были столь внушительны, что Эфиопия, казалось, превратилась в мусульманское государство. Но в 1540 г. на эфиопский престол взошел новый негус Гэлавдевос, и сопротивление христиан стало постепенно нарастать. В 1541 г. на помощь эфиопам прибыл португальский отряд в 400 человек. Удача отвернулась от мусульман, и они стали терпеть одно поражение за другим. Перелом в войне наступил в феврале 1543 г. после битвы у подножия горы Зэнтэра, в которой от пули португальского мушкетера пал сам имам Ахмад Грань. Почувствовав перемену, многие ренегаты вновь вернулись в христианство и влились в армию негуса. Вскоре все эфиопские провинции были освобождены от врага, и с 1549 г. война переместилась на территорию Адаля. Спустя несколько лет, когда во главе мусульман стал племянник Ахмада, Нура ибн Муджахида, им удалось взять реванш за последние поражения. В 1559 г. Ахмад разгромил христиан в Фэтэгаре. Негус Гэлавдэвос пал в бою. Но это был последний успех. Вскоре в обоих воюющих государствах разразилась страшная засуха и вспыхнула эпидемия чумы. Затем началось нашествие племен оромо. Несчастья обрушились на обоих противников, но Эфиопия, обладавшая большими ресурсами, выдержала этот удар. Адаль же постигла полная катастрофа. Единое государство распалось, многие местности и города совершенно обезлюдели, мусульманская цивилизация деградировала. В 1577 г. Адаль был окончательно завоеван Эфиопией. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое валасма
Значение слова валасма
Что означает валасма
Толкование слова валасма
Определение термина валасма
valasma это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):