Исторический словарь - верещагин (фамилия трех русских живописцев)
Верещагин (фамилия трех русских живописцев)
Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 годах он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских 13. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
Возвратившись в Европу, он в 1885 88 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), Верещагин является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случае Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, как, например, "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималай". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве. 2) Василий Петрович Верещагин, профессор в Императорской Академии Художеств, родился в 1835 г. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию Художеств учеником А.Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером академии, Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 г., он представил в академию, в виде отчета о своих заграничных занятиях, картины: "Святой Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета", "Свидание узника с семейством", "Ночь на Голгофе", три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. В 1870 году Верещагин отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича , на темы из русской народной поэзии. Он, между прочим, написал "Илью Муромца", "Алешу Поповича", "Добрыню Никитича", "Деву-зорю" и "Овсень", в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам. К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: "Крещение святого Владимира", "Водворение христианства в Киеве" и "Закладка десятинной церкви".Эти последние картины находятся в церкви дворца великого князя Владимира Александровича. Капитальными трудами Верещагина считаются колоссальные работы его в Москве, в храме Спасителя. Упомянем еще о следующих его картинах: "Снятие со креста", "Римские девочки", "Чучар", "Ау!". В 1891 г. Верещагин издал "Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей".
На Академической выставке 1891 г. находилась большая картина Верещагина: "Защитники свято-троицкой Сергиевской лавры в 1608 г.". 3) Петр Петрович Верещагин, брат предыдущего, академик пейзажной живописи (1836 1886); первоначальное художественное образование получил в родном городе, Перми, а в конце пятидесятых годов поступил в Академию Художеств.В пейзаже он был по преимуществу перспективист, и картины его написаны очень тонко, хотя довольно однообразно; путешествуя по России, он написал в этом роде множество видов Москвы, Киева, Петербурга, Севастополя, приволжских городов, городов Западных губерний; финляндские, крымские, кавказские и уральские виды, а с 1878 г. города по Дунаю.
Из его картин назовем: "Толкучий рынок в Москве", "Вид Кремля", "Ветряная мельница в Люцине", "Аю-Даг в Крыму", "Общий вид Севастополя", "Нижний Новгород", "Площадь в Тифлисе", "Исток Риона", "Орианда", "Военно-грузинская дорога", "Невский проспект", "Выборг", "Севастопольский рейд", "Вид города Перми", "Речка Архиповка", "Деревня Корничная", "Улица в Систове", "Нева с набережной у Академии Художеств", "Рынок в Нижнем Новгороде", "Вид в окрестности г. Острова", "Дворец в Ливадии", "Пристань в Галаце". В. Чуйко. .