Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - яковлев александр евгеньевич

Яковлев александр евгеньевич

(13.6.1887, Петербург12.5.1938, Париж) -живописец, график, монументалист, сценограф, педагог. Родился в семье морского офицера. Рано обнаружил любовь к рисованию и после окончания гимназии К.Мая в 1904 поступил в Высшее художественное училище при петербургской Академии художеств. С 1907 вместе с В.Шухаевым, пожизненным другом, Я. учился в мастерской Д.Кардовского в Академии художеств, став приверженцем его школы реализма. «Он выбрал принципы академической живописи... За ней стоял авторитет строгой, серьезной школы, чудились тени великих мастеров прошлого», писали критики о раннем творчестве Я. Для него на долгие годы основной стала работа с натуры. Вместе с тем Я. стремился выйти за рамки «неоакадемизма», насаждавшегося Кардовским, в реализме он искал своих решений, что дало основание Э.Голлербаху отметить: «Во всех произведениях Я. академическая крепость рисунка сочетается с оригинальной стилизацией: в творчестве его нашел выражение особый графический уклон живописи, отмеченный замечательной четкостью линий и твердой моделировкой формы». Одновременно в годы учебы, проводя вместе с сокурсниками лето в селе Бармино на Волге, Я. исполнил серию портретов и этюдов в типично импрессионистской манере, правда, не закрепившейся у него. Творческий поиск привел его, как и Шухаева, к пониманию больших возможностей мало освоенных в России техник сангины и темперы, которые он постигал в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.

Киплика. В те же годы в мастерской Кардовского Я. овладевал приемами театрально-декоративного искусства. В 1910-е много занимался графикой, его карикатуры печатались в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон», иллюстрации в «Ниве» и «Аполлоне». Участвовал в выставках Академии художеств, Союза русских художников (член Союза с 1911), «Мира искусства» (член этого объединения с 1913) и др.

Картина Я. «На академической даче», выставленная на Балтийской выставке в Мальмё (1912), вызвала восторженные отклики, в частности, А.Бенуа, который до последних дней жизни Я. внимательно следил за его творчеством. В 1913 Я. окончил курс Академии художеств, получив звание «художника» за картины «В бане» и «Купание» и возможность стажировки за границей. В январе 1914 вместе с Шухаевым выехал в Италию, провел за границей полтора года, кроме Италии посетив Испанию и остров Майорку, В 1915 вернулся в Петербург и в том же году на выставке «Мир искусства» показал выполненные за границей работы маслом и сангиной. «Музейный», «антикварный» стиль работ Я., выработанный под впечатлением от живописи итальянского Возрождения, вызвал одобрение части критиков, заговоривших о «неоклассицизме» Я" другая часть осудила Я. за «манерность» и «эклектизм». Совет Академии художеств продлил заграничную стажировку Я., однако начавшаяся 1 -я мировая война нарушила планы. С 1916-17 Я. всерьез осваивал монументальную живопись: вместе с Шухаевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой в Москве. По инициативе А.Щусева разрабатывал (при участии Шухаева) проект росписи зала ожидания Казанского вокзала в Москве и церкви Николая Мирликийского в итальянском городе Вари (для этого выезжал с Шухаевым в Ферапонтов монастырь, где копировал фрески Дионисия). Участие в объединении «Мир искусства» не удовлетворяло Я., и в 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым он учредил «Цех живописцев Святого Луки» с целью передачи «подмастерьям» опыта классического искусства: преподавал рисунок в Новой художественной мастерской, Институте истории искусств, на Женских курсах Е.

Богаевой. В 1917 Я. был командирован Академией художеств в Китай; провел в Китае, Монголии и Японии несколько лет, изучая культуру этих стран (особенно театр), создав несколько сотен рисунков и картин; они были выставлены в галерее Барбизанж в Париже, куда в 1919 перебрался Я. В 1922 издатель Люсьен Вожель, поддерживавший художников-эмигрантов, выпустил альбом репродукций с выставки, утвердивший славу Я.

«одного из самых уникальных и значительных художников XX века». Парижский период деятельности Я. необычайно многообразный и плодотворный: Я. работал интенсивно и феноменально быстро. Он участвовал во многих европейских и американских выставках, в том числе в выставке живописи, организованной Институтом Карнеги в Питсбурге (1924), принесшей ему известность в США. В 1924-25 участвовал в рекламной экспедиции по Африке, организованной французской автомобильной фирмой «Ситроен» («Черный рейс»), создал там сотни рисунков и картин, выставленных в галерее Шарпантье (1926). Выставка стала сенсанцией, Л.Вожель выпустил новый альбом работ Я., а в 1927 за картины о жизни африканского континента Я. был награжден орденом Почетного легиона. После поездки в 1928-29 в Италию (острова Сицилия и Капри, Геркуланум, Помпеи) Я. создал серию широкоформатных полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов. В те же годы Я. не прекращал занятий фресковой живописью (внутренние росписи концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже совместно с Шухаевым); иллюстрировал для парижских издательств книги о японском и китайском театрах. Помимо частных заказов (например, большая серия портретов деятелей балетного театра), Я. писал декорации для парижских театров, выполнил стенные панно для ресторана «Лань», расписывал зал гостиницы «Князь Юсупов» и купол Оперы Иды Рубинштейн в Париже.

В 1931-32 участвовал во второй экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый рейс»). Результатом поездки стала новая выставка в галерее Шарпантье (1933), прошедшая с неменьшим успехом, что и предыдущая. В 1928 состоялась единственная выставка работ Я. в Ленинграде после его отъезда из России. Выставлялись, главным образом, репродукции Л.

Вожеля и картины из Русского музея. Выставка получила очень высокую оценку. Искусствовед В.Воинов сравнивал рисунки Я. с рисунками Гольбейна и Энгра.Э.Голлербах писал о Я.: «Мастер, обладающий исключительной зоркостью глаза.. Утонченная техника старых мастеров сочетается с большой психологической выразительностью». В последнее десятилетие жизни Я.

испытывал определенное влияние современных французских художников, с которыми его связывали дружеские отношения (особенно с Сегонзаком, одним из вождей новой парижской школы). Свой огромный арсенал графической техники он сочетал с чисто живописными задачами, подчиненными цвету; искусство Я. становилось синтетическим. В 1935 он был приглашен в Бостон, где преподавал живопись и рисунок в школе при Музее изящных искусств. Совершил поездки по США и Мексике. В 1937 возвратился в Париж и умер на гребне популярности и славы, после операции на запущенной опухоли. Посмертные выставки работ Я. прошли в 1939 в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В некрологе А.Бенуа писал: «Творчество Я. колоссально, но оно до сих пор не оценено по достоинству... Таких, как он, вообще не судят: их принимают от Провидения такими, какими они созданы для нашего же счастья и радости». Вторично признание пришло к Я. посмертно в 1960-70-е. Ретроспективные выставки его работ прошли сначала во Франции (1965, 1967), в США (1972), затем в Ленинграде в Русском музее (1988) к 100-летию со дня рождения Я. и Шухаева. Картины и рисунки Я. рассеяны по всему миру в частных собраниях и музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии, США, Японии, Грузии. Значительно меньше их в России, главным образом это ранние работы, сосредоточение в Русском музее, Третьяковской галерее и провинциальных музеях. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое яковлев александр евгеньевич
Значение слова яковлев александр евгеньевич
Что означает яковлев александр евгеньевич
Толкование слова яковлев александр евгеньевич
Определение термина яковлев александр евгеньевич
yakovlev aleksandr evgenevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):