Исторический словарь - япония положение страны в начале xiii в.
Япония положение страны в начале xiii в.
До середины XV в. такие столкновения заканчивались для сёгунов благоприятно, а на востоке им удалось даже ликвидировать (в 1439 г.) самостоятельность наместничества Канто, правители которого являлись представителями другой ветви дома Асикага. Но это не привело к укреплению положения сёгунов: столкновения продолжались и внутри самого сёгунского дома, и между ближайшими к нему феодалами, и между феодалами на местах.
В конце концов отдельные столкновения вылились в междоусобную войну двух групп феодалов. Эта война, затянувшаяся на целых 10 лет (1467—1477) вошла в историю Японии под наименованием «Смуты годов Онин» — по названию годов правления, когда она началась. В этот период всякие следы централизованного управления исчезли. Япония окончательно вступила в период феодальной раздробленности.
Экономика страны в период феодальной раздробленности Установившаяся независимость крупных феодальных владений обусловила самостоятельное экономическое развитие отдельных районов Японии. В это время в сельском хозяйстве страны замечался известный подъём, выражавшийся прежде всего в увеличении числа сортов высекаемых культур. В XV в. на японских полях выращивалось до 100 сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячменя, проса и 14 сортов бобовых. Благодаря применению водяного колеса улучшилась техника полива, в связи с чем крестьяне во многих местах стали снимать два урожая в год. Посевы хлопчатника, до этого практиковавшиеся лишь в южной части страны, появились и в её восточной части. Широкое распространение получили промысловые культуры — лаковые деревья, конопля, масличные растения, из которых приготовлялись красители. Увеличилось число обрабатываемых земель.Это происходило из-за оседания на земле значительной части так называемых ронинов, недавних воинов-самураев, потерявших владения и лишившихся своих сеньоров в междоусобных распрях. Ронинами называли и крестьян, согнанных с земель или бежавших от своих господ. Подъёму сельского хозяйства способствовало и некоторое смягчение повинностей крестьян, которые стали отдавать феодалам вместо половины и больше, как это было раньше, 2/5 урожая.
Это приводило к увеличению заинтересованности крестьян в своём хозяйстве. Увеличение же количества сельскохозяйственной продукции влияло на расширение ремесленного производства и торговли, которые в свою очередь предъявляли новые, повышенные требования к сельскому хозяйству. Возрастал слой оптовых торговцев-ростовщиков, посредников по сбыту сельскохозяйственной продукции.
В связи с развитием ремесленного производства резко возросло количество корпораций — дза. Усилилось разделение труда: как отдельные отрасли ремесла развивались строительное, ткацкое, металлическое, оружейное и керамическое производства. Дза стали работать не только непосредственно на заказчика, как раньше, но и на рынок. К ремесленным корпорациям прибавились купеческие гильдии (дза). Возникли купеческие дома, принимавшие особые фирменные обозначения — яго. Эго были главным образом оптовые торговцы солью, строительными материалами, рыбой, рисом и бумагой. Количество городов в Японии всё время увеличивалось. Одни из них вырастали из административных центров. Такими городами были Киото и Камакура. Другие, как например Удзи-Ямада и вновь ожившая в XIV в. Нара, возникали около крупных монастырей. Третьи развивались в местах удобных гаваней, наиболее значительными из таких городов были Сакай, Ямана, Хёго, Оминато и Хаката. Самым типичным являлся город — призамковый посад. Такие города возникали в результате поселения феодалами значительной части их вассалов в одно место — около замка сеньора. Наличие же большого слоя потребителей привлекало сюда ремесленное и торговое население. Крупными городами такого типа стали Ямагути — резиденция князей Оути — и Сумпу (Сидзуока) — резиденция князей Имагава. Главную массу денег, находившихся в это время в обращении, составляли медные монеты, ввозимые из Китая и являвшиеся своего рода международной валютой в торговле во всей Восточной Азии, Индо-Китае и даже в странах Южных морей. Развитие денежного обращения вызвало в Японии увеличение добычи меди, серебра и золота. Применение улучшенной техники, большей частью заимствованной из Китая, позволило сильно повысить добычу золота и серебра. Большой размах получила внешняя торговля. Первое место в ней занимали торговые отношения с Китаем. Эта торговля зародилась ещё в XIII в. Из Японии в Китай везли медь, серу, мечи, кольчуги, копья, изделия из лака, ширмы, веера и т. д. Из Китая в Японию ввозили шёлк-сырец, холст, парчу, выделанное железо, фарфор, лекарства, картины и книги. Торговля с Китаем велась на основе специальных разрешений (лицензий), выдававшихся китайским правительством. Лицензии определяли количество судов, которые могли быть отправлены в Китай из Японии и наоборот — из Китая в Японию. Установление торговых сношений было связано с политическими условиями, которые приняли сёгуны: они признали свою вассальную зависимость от китайского императора. Йосимицу, третий сегун из дома Асикага, в 1402 г. согласившись на эти условия, получил от китайского императора титул «Ниппон-кокуо» — «короля Японии» Получение титула «короля Японии» означало в те времена официальное признание правительства сёгуна Китаем, а это имело немаловажное значение, так как Китайская империя в XV в. была самой могущественной державой Азии. Торговала Япония и с Кореей, где, как и в Китае, были определены особые порты для ввоза японских товаров. Главным китайским портом был город Нинбо, а корейским — город Пусан. Борьба городского населения и крестьянства против феодалов В XV в.в Японии обострились социальные противоречия. Одним из проявлений этих противоречий были столкновения ремесленного и купеческого населения с феодалами, во владении которых находились города. Борьба ремесленно-купеческого населения с феодалами приводила иногда к получению городами прав самоуправления. Этого удалось добиться таким городам, как Сакай, Ямана и Оминато.
В них возникли органы купеческого самоуправления, появилась и своя городская стража из наемников-самураев. Неизмеримо больший размах получила, однако, борьба крестьянства. Поборы, возраставшие во время феодальных междоусобиц, ложились на трудящееся население деревни непосильной тяжестью.Невыносимым был для крестьян и гнет ростовщиков. Вооруженные выступления крестьян в XV в. стали особенно часты. То обстоятельство, что во время феодальных войн многие из крестьян привлекались в качестве пехотинцев (асигару) в отряды феодалов, способствовало приобрехению крестьянами некоторого военного опыта и навыков организации.
Первое из крупных выступлений произошло в 1428 г. Толчком к восстанию послужил недород, приведший к жестокому голоду и сделавший для крестьян совершенно невозможной уплату налогов, а также долгов ростовщикам. Вспыхнувшее восстание охватило значительную часть центральных провинций вокруг Киото. Восставшие нападали на ростовщиков и оптовых торговцев, громили их дома и склады, забирали обратно заложенные вещи и сжигали долговые расписки.
Лишь с большим трудом властям удалось подавить это восстание в районе Киото, в других же местах пришлось снять недоимки. Второе крупное восстание произошло в 1429 г. в провинции Харима. От предыдущего оно отличалось тем, что крестьяне выступали непосредственно против феодалов. Они требовали «не допускать существования самураев в их провинции». Наибольшей организованностью отличалось восстание, вспыхнувшее в 1485 г. в провинции Ямасиро. Оно произошло как раз в тех местах, где велись главные военные действия во время «Смуты годов Онин». Крестьяне, страдавшие и от бесконечных реквизиций, и от тяжелых феодальных поборов в областях, разоренных войной, созвали общий сход и приняли решение изгнать войска феодалов. Началось формирование крестьянской армии. Предводителям обеих враждующих феодальных группировок было предъявлено требование немедленно покинуть пределы провинции. Феодалы, и так уже ослабленные многолетней борьбой, очутившись перед перспективой столкновения еще и с крестьянской армией, приняли это требование и увели свои войска. Новый сход восставших крестьян установил свои законы и выбрал своих уполномоченных. Только через несколько лет феодалы могли собраться с силами для того, чтобы разгромить этот очаг крестьянского движения. С XII в. в Японии получили большое распространение различные буддийские секты. Некоторые из них охватывали довольно значительные слои населения и играли известную роль в крестьянской борьбе против феодалов. К такого рода сектам принадлежала секта Иккосю. С XIV в. в среде господствующего класса особое распространение получила секта Дзэн, усиливавшая в буддизме рационалистическую струю и отрицавшая значение буддийской обрядности. Своим культом воли и самообладания человека эта секта отвечала требованиям, которые предъявлялись к воспитанию самурая, как представителя господствующего класса. С сектой Дзэн связано и развитие эстетики, оказавшей огромное влияние на японское искусство того времени — прежде всего на живопись, получившую особое развитие в XV в. Культура японского общества в XII—XV вв. В междоусобной борьбе, которую вели японские феодалы в течение XII—XV вв., сформировался тип японского самурая (буси), близкий к типу западноевропейского средневекового рыцаря. Своё художественное изображение он получил в рыцарском эпосе, возникшем и развивавшемся в эти века и принявшем форму гунки — «военных эпопей». Наиболее выдающимися из них являются две эпопея — «Хэйкэ-моногатари» («Повесть о Тайра») и «Тайхэйки» («Повесть о великом мире»). В первой из них, возникшей в конце XII — начале XIII в., рисуется борьба Тайра и Минамото, приведшая к образованию сёгуната, во второй, созданной в середине XIV в., рассказано о борьбе между восточными и западными феодалами 30—40-х годов XIV в. Обе эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, которые странствующие сказители (обычно — слепцы) под аккомпанемент домры (бива) излагали речитативом перед своими слушателями и в которых повествовалось о событиях, сохранившихся в памяти народа. С другой стороны, в этих же эпопеях отразилось и сложившееся в то время мировоззрение, характерное для воинов-феодалов. Оно стало впоследствии называться бусидо («путь воина») и представляет собою систему понятий и положений, определяющих отношение феодала-рыцаря к существующему миру, к обществу и к своему сюзерену. В основе этого мировоззрения лежит буддизм, а именно то его направление, в котором основное место занимает учение о карме — предопределении, судьбе. Это учение стало основой фатализма — характерной черты умонастроений японских самураев. В бусидо входит и этика, определяющая нормы поведения воина-рыцаря. Главное требование этой этики — верность своему сюзерену и служение ему. XIV—XV века составляют знаменательную полосу не только в истории японской литературы, но и в истории театра. К возникшим ранее феодально-рыцарскому эпосу и роману в эти века присоединилась драма, неотделимая в то время от театра. Сценический текст рождался в процессе представления, а сами представления выросли из народных плясок и танцевальных сцен, соединённых с пением и музыкальным сопровождением. Сюжетами для представлений служили храмовые легенды и предания, героические сказания, романтические истории, бытовые происшествия и сказки. Именно это составляло истинное зерно таких пьес, несмотря на густые напластования буддийских верований, навязывавших тезис о «бренности» земного мира. Крупнейшим из авторов этих пьес был Сэами (1368—1443). Полностью сохранили народный характер фарсы (кёгэн), развивавшиеся из уличных представлений бродячих комедиантов. Главное в фарсах — показ смешного и сатирическое изображение феодалов и монахов, которые выводились чванными глупцами, распутниками и стяжателями. Постоянный персонаж в этих фарсах — хитрый слуга, обманывающий своего господина-феодала, или недалёкий парень, вечно попадающий впросак. Большое распространение получила и поэзия. Сложением стихов с увлечением занимались горожане-ремесленники и торговцы. Они устраивали состязания, на которых специальные судьи давали свои оценки, зависевшую главным образом от соблюдения поэтами установленных правил. Возник ряд школ, имевших своих «мастеров», как называли тогда наиболее искусных поэтов, и свои правила. Основным принципом в искусстве этого времени было стремление выразить определенное содержание при помощи минимума художественных средств и предельной внешней простоты. Наилучшим объектом, через который могло быть выражено самое сильное человеческое чувство и самая глубокая мысль, считалась природа. Отсюда — развитие живописи с изображением гор и воды, цветов и птиц. Человек также мог изображаться на такой картине, но только как нечто единое с природой. Это направление в японской живописи создалось под большим влиянием китайского искусства того времени. Поэтому оно получило наименование «Китайской школы». Крупнейшим художником этой школы был Сэссю (1420—1506). Самобытную линию в живописи продолжал Кано Масанобу (1453—1490), основатель «школы Кано», впоследствии ставшей в японской живописи господствующей. В отличие от «Китайской школы» «школа Кано» культивировала красочность и яркую выразительность в рисунке и колорите. Помимо живописи, в XIV—XV вв. в Японии получила большое развитие архитектура. Новое направление в архитектуре, гармонично совместившее в себе старые японские традиции с элементами китайской архитектуры, проявилось в постройках дворцов, буддийских храмов и жилых домов знати. Замечательными памятниками архитектуры этой эпохи являются известные «Золотой павильон» (Кинкакудзи), выстроенный в 1397 г. в Киото, и «Серебряный павильон» (Гинкакудзи), выстроенный в 1473 г. .