Исторический словарь - забелин иван егорович
Забелин иван егорович
В связи с этим Забелин стремится выдвинуть при изучении исторического процесса народную "общую правду". Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражаются в языке Забелина, выразительном и оригинальном, необыкновенно красочном и богатом, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме, Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории, например, принижения личности в роде и домостроевской семье.
Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения Забелина: "Домашний быт русских царей в XVI XVII веках" (1862) и "Домашний быт русских цариц в XVI XVII веках" (1869, новое издание, 1872, 1895 и 1901), которые должны были составить часть труда о быте русского народа (остался незаконченным). Им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатался в "Московских Ведомостях" 1846 г. и в "Отечественных Записках" 1851 58 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы, мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в древней России (глава об этом вопросе издана отдельно в "Дешевой библиотеке" Суворина ), о влиянии византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая Забелиным теория вотчинного происхождения Московского государства. Продолжением I главы "Домашнего быта русских царей" является замечательная статья "Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве" ("Вестник Европы", 1871, № 1 и 2). Вышедшие в 1876 и 1879 гг. два тома "Истории русской жизни с древних времен" (2-е исправленное издание, т. I, М., 1908; т. II, М., 1912, под редакцией А.В. Орешникова ) представляют начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы, "корни и истоки" русской жизни и заимствования ее от финнов, норманов, татар и немцев, и выявить, изобразить наиболее тонкие и интимные, а также наиболее повседневные стороны и черты быта и жизни русского народа. Во имя самобытности славян Забелин вооружается против норманской теории. Он отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность.Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что "отец домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом; братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство". Сочинение оканчивается водворением христианства (эпоха Владимира и Ярослава ).
В книге "Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время" (М., 1883; 4-е изд., М., 1901), составившейся из полемических статей против Костомарова , Забелин разбирает причины, смуты и отношения классов в древнерусском обществе. В Минине и Пожарском он видит национальных героев, "святые образы всенародного движения". Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах "Опытов изучения русских древностей" (1872 1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне петровской реформы", "Размышления о современных задачах русской истории и древностей". Интересны также позднейшие статьи: "Взгляд на развитие московского единодержавия" ("Исторический Вестник", 1881, № 5; попытка объяснить, при помощи экономических и психологических факторов, усиление московских князей) и "Черты самобытности в древнерусском зодчестве" ("Древняя и Новая Россия", 1878, № 3 и 4). Кроме того, Забелиным изданы: "Историческое описание московского Донского монастыря" (М., 1865 и 1893), "Кунцево и древний Сетунский стан" (М., 1873, с поразительным очерком истории чувства природы в древнерусском обществе), "Преображенское или Преображенск" (М., 1883), "Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы" (М., 1891 1894). Задумав обширную "Историю города Москвы", Забелин успел дать лишь один ее первый том (М., 1902; 2-е изд. и альбом М., 1905). В 86-томном "Энциклопедическом Словаре" Брокгауз-Ефрона (т. XIX, стр. 927 936) напечатана статья Забелина об истории Москвы. См. Коялович "История русского самосознания" и многочисленные журнальные статьи, в том числе А.Н. Цыпина ("Вестник Европы", 1876, № 8); К.Н. Бестужева-Рюмина ("Древняя и Новая Россия", № 8); Первольфа ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, № 7); М.В. Клочкова ("Исторический Вестник", 1909, № 2); Василия Сахновского ("Русская Мысль", 1912, № 5); Н.Н. Ардашева ("Древности", т. XXII, 62), речь Д.Н. Анучина "И.Е. Забелин как археолог" (ib. и отдельно, М., 1909) и "Два юбилея учено-литературной деятельности" (L, LXX, М., 1910). Список трудов Забелина в приложении в "Юбилейный Отчет Императорского Российского Исторического Музея" (М., 1912). Н. Павлов-Сильванский (А. Ел-ч). .