Исторический словарь - зданевич илья михайлович
Зданевич илья михайлович
Керенского. В мае вернулся с братом в Тифлис. Участвовал как фотограф и художник в экспедиции профессора Е.Такайшвили, изучавшей древнегрузинскую архитектуру на территории турецкой Грузии (июнь-окт. 1917). В независимой Грузии возглавил авангардистов, объединившихся в ассоциацию «Университет 41°» (Крученых, К.3даневич, И.Терентьев и др.
), написал новые заумные драмы продолжение «Янко», оформил книги свои и товарищей по ассоциации, в том числе сборник «Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачок» (Тифлис, 1919). В октябре 1920 выехал во Францию с разрешения грузинских властей для ознакомления с новыми течениями искусства. Провел год в Константинополе, ожидая французскую визу, в октябре 1921 приехал в Париж: жил первое время у Ларионова. Пытался создать ячейки «Университета 41°», организовал вместе с С.Ромовым группу «Через», которая должна была связать русских поэтов и художников, живших в эмиграции и в СССР, с деятелями французской культуры, устраивал с этой целью выставки, благотворительные балы, банкеты (в честь Маяковского в 1922, Крученых в 1923 и др.). Сблизился с дадаистами и сюрреалистами, в том числе с С.Шаршуном, П.Элюаром, Ж.Кокто, Р. и С.Делоне. В 1923 были изданы «заумные» драмы З. «Лидантю фарам» (экспонировалась в 1925 в советском отделе Международной выставки декоративных искусств в Париже) и «Остраф Пасхи». Роман «Восхищение», законченный в 1927 и отвергнутый в 1928 московским издательством «Федерация» за «мистику», был издан З. в Париже в 1930 (репринт в Беркли, США, 1983; на франц. яз. в 1987), Отвечая на советскую критику романа, З. писал, что «восхищение не мистика, это чувство революционное и революцию сопровождающее» и что роман, где он «воссоздал окружение гор подлой империей», является его вкладом «в общее дело».После непродолжительной службы в 1924 переводчиком в советском полпредстве стал художником по тканям, работая сначала для С.Делоне, затем на фабрике Блак Белэр, вошедшей в 1928 в фирму Шанель; с 1933 по 1937 ее директор, организовал филиалы фирмы в Англии. Был женат в 1926-39 на натурщице Аксель (Симоне-Элизе) Брокар, в 1940-43 на нигерийской принцессе Ибиронке Акинсемойин, арестованной правительством Виши и отправленной в концлагерь.
Выпустил сборники сонетов «Афет» (1940) и «Rahel» (1941), книги «Письмо» (1948) и «Пиросманишвили» (1973, на франц. яз. с иллюстрациями П.Пикассо). Восстановил в 40-е издательство «41°», привлек к оформлению книг по своим макетам Пикассо, А.Дерена, А.Матисса, Ф.Леже, Л.Сюрважа, М.Шагала и др.; среди этих книг антология русской и французской «заумной» поэзии «Поэзия неузнанных слов» (1948).
В 1968 женился на художнице-керамистке Элене Дувр и сам занялся керамикой. Работал также в 60-е как график, оформив книги Р.Османа и П.Элюара, .