Исторический словарь - зеньковский василий васильевич
Зеньковский василий васильевич
(4,7.1881, Проскуров, Подольской губ. 5.8.1962, Париж) религиозный философ, историк философии, психолог и церковно-общественный деятель. Отец З. был педагогом и одновременно церковным старостой, дед священником. До 14 лет З. был очень религиозен, в 15 лет под влиянием произведений Д. Писарева пережил сомнение в вере, увлекся науками. Намереваясь стать врачом, предполагал сначала основательно изучить естественные науки. По окончании киевской гимназии З. в 1900 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета. Здесь он много работал по всем дисциплинам, но особенно по электрохимии и электрофизиологии растений. На 2-м курсе естественного факультета (1902) поступил в семинар профессора Челланова и стал заниматься психологией и философией (позднее, после отъезда Челланова в Москву, в 1905 семинар перешел в ведение З. В студенческие годы, испытывая внутреннюю потребность решить для себя вопросы веры, все свое свободное время в течение двух лет посвящал изучению основ христианства, истории церкви: прочитал сочинения Вл.Соловьева и благодаря его влиянию окончательно встал на позиции религиозного мировоззрения. В юности З. сотрудничал в нескольких газетах: «Юго-Западная неделя», «Юго-Западный край» (где раз в неделю помещал философский фельетон), «Народ». С 1902 печатал статьи по психологии и философии в журналах «Педагогическая мысль» и «Вопросы философии». К этому периоду относится его сближение с С.Булгаковым. Государственные экзамены на естественном факультете З. не держал, с осени 1904 перешел на историко-филологический факультет: сначала на философское, потом на классическое отделение. Осенью 1905 вместе с профессорами Киевской Духовной академии стал организатором киевского Религиозно-Философского общества, в котором был заместителем председателя, ас 1911 председателем. По окончании университета (1909) был оставлен при нем для подготовки к профессуре. Одновременно приглашен преподавать на Женских курсах, где читал циклы лекций «Введение в философию» и «Психология детства». Через год начал читать курсы по общей психологии и психологии детства в Институте дошкольного воспитания, где через 2 года был избран директором.
В 1912 выдержал магистерский экзамен и был утвержден штатным доцентом при кафедре философии. Одновременно работал над диссертацией. Летом 1913 и 1914 побывал в Италии, Австрии и Германии, где продолжал работать над диссертацией. В мае 1915 в Московском университете состоялась защита его магистерской диссертации «Проблема психической причинности», которая считалась одной из лучших работ на эту тему как в русской, так и в мировой науке.
С 1915 З. экстраординарный профессор психологии Киевского университета. После революции 1 917 против воли был вовлечен в политическую деятельность: неожиданно для самого себя стал министром исповеданий в правительстве гетмана П.Скоропадского (1918), надеясь помочь церкви в трудное время. Это была единственная попытка З. принять участие в политической деятельности. В 1919 был членом Украинского Церковного Собора. В январе 1920 З. покинул Россию. В эмиграции вначале был профессором философии в Белградском университете сразу на двух факультетах богословском и философском (1920-23). В Белграде З. стал членом студенческого православного кружка (по приглашению студентов). В 1923 брат З., живший в Праге, добился его приглашения во вновь организованный Русский педагогический институт, где З. занял кафедру экспериментальной и детской психологии, а позднее возглавил весь институт. В 1923 З. принял активное участие в съезде русских эмигрантских кружков молодежи. Съезд положил начало Русскому студенческому христианскому движению, председателем которого З. был избран в 1924 и оставался им до самой смерти, В 1926 чешское правительство прекратило субсидию Педагогическому институту, и З. воспользовавшись полученной им Рокфеллеровской стипендией, поехал в США для изучения постановки там религиозного воспитания; пробыл в Америке 9 месяцев. По возвращении, летом 1927, обосновался в Париже (где прожил всю оставшуюся жизнь), являясь профессором Богословского института. В 1939 за день до объявления войны французские власти арестовали З. и без суда, следствия и даже обвинения заключили в Центральную тюрьму в Париже, где он провел 40 дней в одиночной камере, после чего был отправлен в лагерь; здесь, несмотря на заступничество ученых и церковных деятелей, пробыл 14 месяцев, стараясь нравственно поддерживать заключенных. Пребывание в одиночной камере и в концлагере привело З. к решению принять священство, и в марте 1942 он был рукоположен митрополитом Евлогием (позднее Евлогий полагал сделать З. епископом, своим преемником, но З. отказался по природному смирению, нелюбви к парадной стороне епископской деятельности и по состоянию здоровья). В 1948 получил степень доктора за монографию «История русской философии» (2 тт. Париж, 1948-50). Во Франции З. занимался церковно-общественной, научной и педагогической деятельностью. Участвовал в работе нескольких организаций, но прежде всего Русского христианского студенческого движения, Движение включало не только студентов, но интеллигентов всех возрастов.З. говорил: члены движения студенты, т.к. стремятся к просвещению. Он мыслил движение как живую силу церкви, которая формирует церковную интеллигенцию, задача которой построение православной культуры: был убежденным сторонником аполитичности церкви. Другая важная сторона деятельности З. работа в Парижском Богословском институте, где он преподавал философию, психологию, педагогику, апологетику и историю религии; пользовался большим личным влиянием в совете профессоров; играл важнейшую роль в финансовой жизни института составлял бюджет, следил за его исполнением, хлопотал о деньгах и т.п. Институт сыграл большую роль в истории православного богословия, сохранив традиции русской богословской школы. Взгляды З. в целом сформировались под влиянием религиозных исканий Н.Гоголя, Л.Толстого и философского учения Вл.Соловьева. Основные работы З. посвящены истории русской философии, своеобразие которой он видел в ее религиозной устремленности, в преобладании историософских и этико-антропологических тем; русский материализм З. рассматривал как извращенную форму религиозного сознания. Был пионером в создании христианской антропологии христианской науки о человеке. З. был духовным отцом множества людей: он обладал даром «душеводительства и душепопечения», и к нему тянулись страдающие люди, которым он помогал разобраться в запутанности их внутреннего мира, давал советы по самым разнообразным вопросам семейной жизни, воспитания детей, научным проблемам и др. Воспоминания современников добавляют штрихи к портрету этого замечательного человека: по самосознанию он был «русским украинцем» т.е. считая себя украинцем, рассматривал украинский народ как ветвь русского народа: украинского языка не знал, говорил порусски, но с типичным южным акцентом; свободно владел французским, немецким, английским языками: по складу ума считал себя историком, т.к. любое явление старался понять и оценить в исторической перспективе; по политическим убеждениям был конституционным монархистом; был очень предан семье и всю жизнь помогал родным, особенно матери, которая после революция осталась в России: был не просто семьянином, но вообще почитателем семейного начала, видя в семье дарованную Богом полноту жизни: всегда жил в бедности, но имел все необходимое пропитание, деньги на покупку книг, поездки, подарки, лечение (всегда в обрез!): отличался редкой душевной добротой, никому не отказывал в помощи; советы давал мягкие, всегда стремился всех «понять и простить». Знал за собой «пассивное отношение к своей судьбе», «неумение, а потому нежелание «строить свою жизнь». Однако в старости писал: «Оглядываясь на прожитую жизнь, я вижу в ней какую-то логику, рисунок, который был создан не мною, но выявлению которого содействовало мое пассивное отношение к судьбе». В июне 1962 З. перенес операцию по удалению желчного пузыря и камней желчного протока, после чего развилось осложнение в виде уремии, приведшее к смерти, Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое зеньковский василий васильевич
Значение слова зеньковский василий васильевич
Что означает зеньковский василий васильевич
Толкование слова зеньковский василий васильевич
Определение термина зеньковский василий васильевич
zenkovskiy vasiliy vasilevich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):