Советская историческая энциклопедия - анфантен
Связанные словари
Анфантен
предприятиях и банках. В 1821-23 был по коммерч. делам в России. По возвращении во Францию А. примкнул к боровшимся против режима Реставрации тайным обществам. Став в 1824-25 ближайшим учеником Сен-Симона, А. после его смерти возглавил вместе с Базаром сен-симонистскую школу, был одним из организаторов и издателей журн. "Le Producteur) (1825-26), участвовал в организации и чтении в Париже в 1828-30 цикла публичных лекций, посвященных изложению и пропаганде сен-симонистских идей, сотрудничал в журн.
"Le Glob" (1830-31).В статьях и лекциях А. содержалась попытка представить ист. процесс как смену различных форм эксплуатации, постепенно смягчающуюся и ведущую к росту сотрудничества в обществе. Обнаруживая по сравнению с др. сен-симонистами более глубокое понимание капиталистич. строя, А. доказывал, что наемный труд есть лишь новейшая форма этой эксплуатации, и критиковал бурж.
политэкономию за защиту капитализма. Гл. внимание А. посвятил развитию реакц. идей Сен-Симона об установлении гармонии и порядка в обществе с помощью религии "нового христианства", основанной на любви к ближнему и на новой морали, утверждающей святость физич. жизни и материальной деятельности человека ("реабилитация плоти"). Увлечение А.
религиозно-мистич. стороной сен-симонизма способствовало вырождению последнего в религ. секту, в к-рой А. вместе с Базаром стал "верховным отцом" (Pere suprГЄme). Острые разногласия внутри сен-симонистской секты, вызванные стремлением А. практич. осуществить свои доведенные до крайности мистич. идеи свободных брачных отношений и равенства полов, привели к ее развалу в конце 1831, после чего А. создал из своих сторонников религ. трудовую общину в Менильмонтане (близ Парижа). Однако эта община в авг. 1832 подверглась судебному преследованию. А. отбыл год в тюрьме "за оскорбление нравственности" и "за проповедь опасных идей". Позднее А. участвовал в инженерных работах в Египте (одним из первых выдвинул проект Суэцкого канала), был директором ж.-д. линии Париж Лион. В революции 1848 участия не принимал, положительно встретил Вторую империю и призывал Наполеона III содействовать пром. развитию Франции.Соч.: Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin, v. 1-14, 16-17, 24-34, P., 1865-74.Лит.: Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; его же, Социальное учение раннего сен-симонизма, в кн.: Изложение учения Сен-Симона, М.-Л., 1947; Charléty S., Enfantin, P., (1931); Allemagne H. R., Prosper Enfantin et les grandes enterprises du XIX-e siècle, P., 1935.H. E. Застенкер. Москва. .