Советская историческая энциклопедия - антонович
Связанные словари
Антонович
IV.1835 14.XI.1918) рус. публицист революц.демократич. направления, лит. критик, философ. Сын дьячка из г. Белополье Харьковской губернии. Окончил Петерб. духовную академию в 1859, но в результате изучения естеств. наук и знакомства с соч. В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова стал атеистом, отказался от духовной карьеры и по приглашению Добролюбова начал сотрудничать в "Современнике".
С 1861 A. ведущий критик журнала; после ареста Чернышевского (1862) до закрытия журнала в 1866 фактически возглавлял "Современник". Был близок к "Земле и воле" 60-х гг. В "Современнике" опубл. лучшие лит.-критич. статьи и рецензии А., в к-рых в яркой полемич. форме А. развивал принципы революц.-демократич. эстетики, опровергал теорию "чистого искусства" и отстаивал реалистич. произведения, вел борьбу с реакц. теориями журн. P. M. Достоевского "Время" и "Эпоха" (статьи А. "О почве", 1861; "Современные романы", 1864; "Суемудрие "Дня"", 1865, и др.). Проявлявшаяся иногда тенденция к вульгаризации материалистич.
эстетики сказалась в отрицат. оценке А. романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" ("Асмодей нашего времени", 1862), вызвавшей полемику с Д. И. Писаревым. В 70-80-х гг. эпизодически сотрудничал в народнич. и либеральных изданиях ("Космос", "Слово", "Новое обозрение", "Рус.мысль", "Тифлисский вестник"). Был талантливым пропагандистом и популяризатором материализма и дарвинизма, физиологии Сеченова и передовых естественно-науч. знаний вообще. Вел борьбу против различных течений филос. идеализма, в т. ч. против рус. идеалистов Данилевского, Леонтьева и т. п. ("Два типа совр. философов", 1861; "О гегелевской философии", 1861; "Совр.
физиология и философия", 1862; "Единство сил природы", 1865; "Проф. Сеченов о несвободе воли", 1881; "Чарльз Дарвин и его теория", 1896). В нач. 20 в. выступил с критикой веховства (см. "Вехи") (статьи "Покаявшийся блудный сын и пропащий человек" газ. "Новая Русь", 1909, No 133; "Письмо в редакцию" журн. "Современник", 1911, кн. 1). До конца жизни А. сохранял верность идеалам шестидесятников, что накладывало печать ограниченности на его воззрения в условиях смены разночинного периода в революц.
движении пролетарским. В 80-90-е гг. относился с симпатией к марксизму, но не понимал его.
Соч.: Воспоминания, в кн.: Шестидесятые годы, (М.-Л.), 1933; Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика, под ред. B. Евгеньева-Максимова, Л., 1938; Избр. филос. соч., М., 1945.Лит.: Очерки по истории философской и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; Кирпотин В., О деятельности Антоновича до ареста Чернышевского, "Под знаменем марксизма", 1928, No 7-8; Пеунова М. Н., Мировоззрение М. А. Антоновича, М., 1960.В. А. Дьяков. Москва. .