Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - бичурин

Бичурин

Никита Яковлевич (в монашестве Иакинф) (29.VIII (9.1Х).1777 11 (23).V.1853) pyc. китаевед. Родился, по-видимому, в с. Акулево Цивильского (с 1781 Чебоксарского) уезда Казанской губ. в семье дьякона Якова Данилова, с 1779 священника в с. Пичурино Свияжскою (с 1781 Чебоксарского) уезда, предположительно чуваша по национальности. В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию (с 1797 академия), где получил фамилию Пичуринский (отсюда Бичурин). В 1799 окончил Казанскую духовную академию, в 1800-02 учитель грамматики в этой же академии. В 1802 принял монашество. В сане архимандрита назначен в иркутский Вознесенский монастырь и ректором Иркутской семинарии; в 1803 был переведен в Тобольскую семинарию преподавателем риторики. В 1807 в качестве начальника пекинской духовной миссии отправлен в Китай, где пробыл 14 лет. В Пекине Б., в совершенстве изучив кит. язык, перевел ряд крупных соч. по истории и географии Китая и начал подготовку к публикации переводов. После возвращения на родину за нерадивость к миссионерским обязанностям в 1823 был лишен сана архимандрита и простым монахом сослан пожизненно в Валаамский монастырь (Выборгская губ.). Здесь Б. подготовил к печати ряд переводов. В 1826 по ходатайству Азиатского департамента Мин-ва иностр дел Б. был возвращен из Валаама в Петербург с обязательством проживать в Александро-Невской лавре и обслуживать переводами Азиатский департамент. В 1828-30 Б. опубликовал 6 книг (в т. ч. "Записки о Монголии" (т. 1-2, 1828) и "Описание Тибета в нынешнем его состоянии" (пер. с кит., ч. 1-2, 1828)) и несколько статей. В дек. 1828 был избран чл.-корр. АН. В 1830 Б. командирован в Забайкалье, откуда привез собрание тибетских и монг. книг и коллекцию бурханов. В Забайкалье Б. встретился с декабристами, сдружился в особенности с Н. А. Бестужевым, к-рый написал портрет Б. (хранится в Кяхтинском музее). В 1831 Б. избран чл. Азиатского об-ва в Париже. В том же году Б. подал прошение о снятии духовного сана, к-рое было отклонено в 1832 Николаем I. В 1834 Б. получил Демидовскую премию за "Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени" (1834). В 1835-37 ездил в Кяхту, где организовал училище кит. языка. Для этого училища написал и издал в 1835 грамматику кит. языка, за к-рую в 1838 ему вторично присудили Демидовскую премию. В эту поездку он встречался с декабристами Е. П. Оболенским и И. И. Пущиным. После возвращения из Кяхты Б. развил большую публицистич., лит. деятельность, откликаясь на общественно-политич. события статьями в науч. и лит. изданиях. В своих трудах Б. отражал прогрессивное направление рус. обществ. мысли. Б. гневно откликнулся на колониальную экспансию капи-талистич. держав в Китае во время опиумной войны 1840-42. Резко критиковал авторов учебников истории (Н. Г. Устрялова, Н. Полевого), географии (К. И. Арсеньева, А. Г. Ободовского) за извращение фактов, раболепное использование иностр. источников, выступал за широкое развитие рус. науки. Б. постоянно общался с А. С. Пушкиным (к-рый первый высоко оценил ист. исследования Б. и использовал их при написании истории Пугачева), В. Ф. Одоевским, И. А. Крыловым, И. И. Панаевым, А. В. Никитенко, К. Брюлловым и др. С петерб. литераторами был длительное время связан через лит. субботы В. Ф. Одоевского (где собирались видные писатели, художники, музыканты и т. д.), а через журн. "Московский телеграф" с моск. литераторами М. П. Погодиным, Н. И. Надеждиным, К. А. Неволиным, Ю. Венелиным и др. Расцвет деятельности Б. относится к 1839-48. Далее здоровье его ухудшилось. В 1849 Б. пожертвовал почти всю свою библиотеку и рукописи в Казанскую духовную академию. В 1851 Б. издал "Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена" (ч. 1-3, 1851, переизд., т. 1-3, 1950-53), плод многолетних трудов, за к-рый получил третью Демидовскую премию.

Б. первым положил начало широкому науч. изучению в России истории Китая. Большинство трудов Б. принадлежит к ист. исследованиям, в к-рых он осветил ряд вопросов древней, средней и новой истории Китая, его культуры и философии, истории народов Центр. и Ср. Азии. Б. высмеивал библейские теории происхождения народов (в частности, китайского), резко критиковал расистскую теорию франц. китаеведа Ю. Клапрота и пангерм. теории в отношении племен Тянь-шаня усунь, ратуя за широкое включение в обиход ист. науки кит. источников. По эрудиции, объему изучавшихся им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов кит. источников Б. далеко опередил зап.-европ. современников. Приоритет рус. китаеведения, достигнутый трудами Б., отмечался В. Г. Белинским, В. В. Григорьевым, В. В. Бартольдом и др. Высоко оценивая труды Б., Белинский вместе с тем критиковал идеализацию Б. ист. прошлого и обществ. строя феод. Китая; этот недостаток работ Б. отмечается и сов. историками исследователями трудов Б. (Д. И. Тихонов и др.).

В рус. дореволюц. науке о Б. были опубликованы краткие биографич. очерки Н. С. Щукина (1853, 1857), И. Н. Адоратского (1886), энциклопедич. статьи Н. И. Веселовского (1897), С. А. Венгерова (1910), статья А. Любимова о наиболее крупных рукописях Б. в Казанской духовной академии (1908). В сов. ист. науке проведена работа по изучению рукописного наследства Б.: С. А. Козин (1929), З. И. Горбачева (1954) опубликовали статьи, сообщающие сведения гл. обр. о наиболее крупных рукописных работах Б.; A. A. Петров дал (1937) сравнительно полное научное описание рукописей Б., хранящихся в Казани; П. Е. Скачков дал описание рукописей Б., хранящихся в б-ке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (1956); Л. И. Чугуевский описал бичуринский фонд в архиве Ин-та востоковедения (1959); над выявлением архивных материалов для изучения биографии Б. работали П. E. Скачков (1934), В. Д. Димитриев, И. Д. Мурзаев (1960). В сов. историографии статьи о Б. как о китаеведе принадлежат Л. В. Симоновской (1948), А. Н. Бернштаму (1950), Д. И. Тихонову (1954), Н. П. Шастина опубликовала (1956) работу о значении трудов Б. для рус. монголоведения.

Библиография трудов Б.: Малькевич Б. А., Материалы к библиографии трудов Н. Я. Бичурина, в кн.: Бичурин Н. Я. (Иакинф), Собрание сведений о народах.., (т.) 3, M.-Л., 1953.

Основные оригинальные труды Б. (кроме названных в ст.): Статистич. описание Китайской империи, ч. 1-2, СПБ, 1842; Китай в гражд. и нравственном состоянии, ч. 1-4, СПБ, 1848.

Основные переводы Б.: (кроме названных в ст.): История первых четырех ханов из дома Чингисова, СПБ, 1829; Описание Пекина, СПБ, 1829; Описание Чжушарии и Вост. Туркестана в древнем и нынешнем состоянии, ч 1-2, СПБ, 1829; История Тибета и Хухунора, ч. 1-2, СПБ, 1833; Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение, СПБ, 1840.

Лит.: Об авторах наиболее важных работ, вышедших в свет до 1950, см. в тексте статьи, библиографич. описание их работ см. в биобиблиографич. материалах Б. А. Малькевича. (Материалы к биобиблиографии Н. Я. Бичурина, в кн.: Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах.., (т.) 3, M.-Л., 1953); наиболее важные работы, вышедшие после 1950: Бернштам А. Н., Н. Я. Бичурин (Иакинф) и его труд "Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена", в кн.: Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах.., (т.) 1, M.Л., 1950; Думан Л. И., Выдающийся рус. ученый востоковед (Сессия, посв. памяти Н. Я. Бичурина), "ВАН", 1953, No 7; Тихонов Д. И., Рус. китаевед первой пол. XIX в. Иакинф Бичурин, "Уч. зап. ЛГУ. Серия востоковедч. наук", 1954, No 179, в. 4; Горбачева З. И., Рукописное наследие Иакинфа Бичурина, там же; Шастина Н. П., Значение трудов Н. Я. Бичурина для рус. монголоведения, в кн.: Очерки по истории рус. востоковедения, сб. 2, M., 1956; Скачков П. E., О рукописном наследии Н. Я. Бичурина (рукописи Н. Я. Бичурина, хранящиеся в Гос. ордена Ленина Публичной б-ке им. М. E. Салтыкова Щедрина), там же; его же, Письма Н. Я. Бичурина к М. П. Погодину, "CK", 1958, No 3; Чугуевский Л. И., Бичуринский фонд в архиве Ин-та востоковедения, "ПВ", 1959, No 5; Мурзаев И. Д., Новые док-ты об Иакинфе Бичурине, выявленные в архивах Ленинграда, "Уч. зап. н.-и ин-та языка, лит-ры, истории и экономики при Сов. Мин. Чуваш. АССР", 1960, в. 19; Димитриев В. Д., Новые мат-лы о Н. Я. Бичурине, выявленные в архивах Чебоксар и Казани, там же.

П. E. Скачков. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бичурин
Значение слова бичурин
Что означает бичурин
Толкование слова бичурин
Определение термина бичурин
bichurin это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):