Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - чон як ён

Чон як ён

(в другой транскрипции Чжон Як Ён), Чон Да Сан (псевдонимы Дасан (иногда Тасан), Ёюдан) (1762-1836) кор. ученый-энциклопедист, выдающийся представитель движения сирхакпха. Род. около Кванчжу (пров. Кёнгидо) в дворянской семье. Рано познакомился с трудами кор. мыслителя сирхакпхского направления Ли Ика, был в дружбе с Пак Чи Воном, Пак Че Га и др. передовыми учеными Кореи, интересовался развитием передовой науч. мысли в зап. странах. С 1789 на гос. службе; проявил себя как талантливый инженер и архитектор (при строительстве крепости Сувон, моста через р.

Ханган), в Корее положил начало оспопрививанию. Страстно обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 по обвинению в пропаганде христианства был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена 18-летней ссылкой. Годы изгнания и последующую жизнь Ч. Я. Ё. посвятил науч. и лит. деятельности. Лит. наследие Ч. Я. Ё. ("Поли. собр. соч. Ёюдана" ("Ёюдан чонсо") (28 тт.

)), насчитывающее сотни работ по обществ., воен., точным и естеств. наукам, было полностью издано только в 30-х гг. 20 в. Труды Ч. Я. Ё. издаются в КНДР. В своих произведениях, представляющих вершину в развитии идей сирхакпха, Ч. Я. Ё. сочетал филос. критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феод. порядков и выражал глубокое сочувствие угнетенному народу. Критикуя схоластику и догматизм господствующей идеологии, Ч. Я. Ё. выступал за науку с позиций "истинного конфуцианства". Признавая веществ. начало (ки) основой мироздания, приблизился к филос. материализму, однако атеистом не стал: считал небо и духов высшими судьями (над власть имущими).

Критика существующего строя выражена в его политич. концепции о "добродетельном правлении". Гос. власть Ч. Я. Ё. рассматривал как результат некоего обществ. договора, признавал несправедливым абсолютное правление "сверху", выступал против сословных различий и дворянских привилегий, за монархию, опирающуюся на равенство крестьян.

Проект зем. реформы Ч. Я. Ё. предусматривал государственную собственность на землю, коллективную обработку земли крестьянами-общинниками и справедливое распределение произведенного продукта по труду.

Осуществление этого проекта предполагалось при сохранении основ феодализма, и это обстоятельство предопределило его утопичность.

Несмотря на несбыточность социальных проектов Ч. Я. Ё. в условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеод. идеологии и культуры кор. народа.

Лит.: Тягай Г. Д., обществ. мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971 (см. Указатель имен); Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История кор. философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 267-91.

М. Н. Пак. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чон як ён
Значение слова чон як ён
Что означает чон як ён
Толкование слова чон як ён
Определение термина чон як ён
chon yak en это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):