Советская историческая энциклопедия - духовно-рыцарские ордена
Связанные словари
Духовно-рыцарские ордена
воен.-монашеские орг-ции зап.-европ. феодалов, создававшиеся в 12-13 вв. под рук. католич. церкви (иногда по ее инициативе) с целью защиты, упрочения и расширения захваченных во время крестовых походов владений на в., а также для новых терр. захватов в Европе под предлогом обращения нехрист. н.аселения в "истинную веру". Д.-р. о. явились орден иоаннитов (госпитальеров), возникший в нач.
12 в. в Иерусалиме, тамплиеров (храмовников), осн. ок. 1118 там же, и Тевтонский орден, осн. в 1198 на базе нем. госпиталя крестоносцев в Иерусалиме. В Испании в период возникли три ордена: Алькантара (с 1156), Калатрава (с 1158) и Сантьяго-де-Компостела (с 1161). Как монахи, члены Д.-р. о. давали тройной обет: воздержания, послушания и бедности. Как рыцари, они носили оружие и участвовали в завоеват. походах. Д.-р. о. имели строго иерархич. структуру: члены ордена обычно делились на 3 группы братьев-воинов, капелланов (т. е. священников), братьев-служителей. Во главе каждого ордена стоял великий магистр (гроссмейстер), избираемый пожизненно и утверждаемый папой, обладавшим верховной властью над орденами, к-рым он предоставлял различные привилегии. Гроссмейстеру подчинялись должностные лица: начальник провинции (приор), маршал, командоры, коннетабли и т. д. Периодически созывался генеральный капитул (собрание должностных лиц ордена), обладавший законодат. властью. Деятельность Д.-р. о. носила реакц. характер. Они были гл. вербовщиками рыцарей для переселения на в., представляли собой наиболее организованную силу крестоносных гос-в в борьбе против соседних мусульм.гос-в, расширяли владения крестоносцев, подавляли возмущение покоренного населения. Накопив в результате пожалований и грабежей большие богатства, Д.-р. о. превратились в могуществ. экономич. силу. Далекие от монашеских идеалов, они занимались ростовщичеством, банковским делом, торговлей. На в. и в Европе им принадлежали огромные зем.
владения (ордену тамплиеров, напр., принадлежали тысячи деревень, луга, виноградники, соляные промыслы, зем. участки в городах, рынки и т. д.; его владения имелись во Франции, Сицилии, Испании, Португалии, Венгрии, Чехии, Италии и др.). Как крупные феод. собственники, Д.-р. о. беспощадно эксплуатировали крестьян на своих землях, вызывая жгучую ненависть, выливавшуюся в крест. волнения (напр., в кон. 12 в. на Кипре). Они постоянно вмешивались в дела европ. гос-в. С ослаблением своих позиций на в. иоанниты и тамплиеры перенесли свою деятельность в Зап.Европу. Тевтонский орден, вытесненный из Палестины еще к 1226, в результате соперничества с др. орденами перебрался в сев.-вост. р-ны Европы, где, слившись в 1237 с образовавшимся в 1202 Орденом меченосцев, стал гл. орудием феод.-католич. экспансии в Прибалтике и в сев.-зап. рус. княжествах. Д.-р. о. в Испании, участвовавшие в отвоевании земель у арабов, с окончанием реконкисты в кон.
15 в. утратили воен. значение. В результате укрепления в европ. странах королев. власти, заинтересованной в ослаблении Д.-р. о., к-рые пользовались самостоятельностью по отношению к государям, Д.-р. о. перестали играть прежнюю роль. Нек-рые Д.-р. о. существуют до сих пор (Тевтонский в Зап. Германии, иоанниты в Италии, Зап. Германии, Швейцарии, Финляндии), превратившись в почетные орг-ции католич. церкви, служащие опорой клерик. реакции.Лит.: Заборов М. A., Папство и крестовые походы. М., 1960; Рамм Б. Я., Папство и Русь в X-XV вв., М.-Л., 1959; Runciman S., A history of the crusades, v. 1-3, Camb., 1954-55; Waas A., Geschichte der Kreuzzüge, Bd 1-2, Freiburg, 1956.Б. Я. Рамм. Ленинград. .