Советская историческая энциклопедия - эпикур
Связанные словари
Эпикур
Э. отвергал "мир идей" Платона и "первый двигатель" Аристотеля. Количество миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первоначальных скоплений материи. Э. отстаивал тезис о материальности, телесности и, следовательно, смертности души, сущность к-рой заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувственное состояние тела.
Э. признает существование богов блаженных и бессмертных, живущих в пространствах между мирами и не вмешивающихся в земные дела; в учении Э. боги выступают как некий этич. идеал. Боги же, почитаемые народом, вымышленные существа, а религ. представления не имеют под собой почвы. В своем этич. учении (или практич. философии), непосредственно связанном с физикой и каноникой, Э.
стремился найти пути к счастливой жизни. Счастье, по Э., состоит в удовлетворении естественных и необходимых потребностей, желаний, в удовольствии, к-рое он видел не в чувственном наслаждении (как философы-киренаики), хотя и не отвергал их, а в отсутствии страдания. Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастливой жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности (атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа.
Важное место в этике Э. занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Учение Э. о дружбе носит утилитаристский характер: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порождается мудростью: мудрость благо смертное, а дружба благо бессмертное.
Мудрость Э. рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Учение Э. было высоко оценено К. Марксом в его докторской дисс. "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 17-98) и в "Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептической философии" (там же, с. 99-215). В. И. Ленин подчеркивал огромное значение Э. и его школы в борьбе против религии и идеализма.Соч. в рус. пер., в кн.: Маковельский А. О., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946; Столпнер Б. Г., Юшкевич П. С, История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927; Материалисты Др. Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955.Лит.: Шакир-заде А. С., Эпикур, М., 1963; Поварков Я. Я., Четыре проблемы Эпикура, "ВФ", 1966, No 8; Bailey С., Epicurus, Oxf., 1926; Diano C. (ed.), Epicuri ethica, Florentiae, 1946; Gigon O., Epicurus, Z., (1949); Cresson A., Epicure. Sa vie, son ceuvre avec un exposé de sa philosophie, (2 éd.), P., (1959); Müller R., Die epikureische Gesellschaftstheorie, В., 1972.A. С. Шакир-заде. Баку. .