1.(греч. Tnbai)
один из крупнейших городов и художеств. центров Др. Египта (егип. назв. Уасет). Ф. известны с сер. 3-го тыс.
до н. э. При фараонах XI династии (сер. 22 20 вв. до н. э.), объединивших под своей властью
весь Египет, Ф. становятся столицей и остаются ею в эпоху Среднего и Нового царств, хотя нек-рые фараоны избирали своим местопребыванием др. города.
Город располагался на вост. берегу Нила, где сохранились грандиозные храмовые ансамбли (в Карнаке и Луксоре), посвященные фиванской триаде богов Амону, Мут, Хонсу. На зап. берегу Нила находились заупокойные храмы фараонов (Дейр-эль-Бахари,
Мединет-Абу, т. н. Рамессеум храм Рамсеса II (13 в. до н. э.)), некрополи (Бибан-эль-Молук, Бибан-эль-Харим и др.), а также жилища обслуживавших их ремесленников. При XXII-XXIII (ливийских) династиях (10-8 вв. до н. э.) Ф. лишаются прежнего значения, здесь правят полунезависимые верховные жрецы Амона. После захвата Ф. царем Куша
Пианхи ок. 730 до н. э., разрушения ассир. царем Ашшурбанипалом в 663 до н. э. и перенесения политич. и экономич. центра страны на север Ф. утрачивают значение и постепенно превращаются в провинциальный город, хотя и сохраняют значение религ. центра до 88 до н. э., когда город был разрушен Птолемеем IX Сотером при подавлении нар. восстания. С 1-й пол. 19 в. учеными различных стран (нем. ученые К. Р.
Лепсиус,
У. Хёльшер, англ. археологи У. Питри Флиндерс, X.
Картер, амер. ученый X.
Уинлок и др.) ведутся
раскопки и реставрац. работы в храмах. Особенно тщательно исследован царский
некрополь, где вскрыты погребения царей XVIII, XIX и XX династий, храмы в Луксоре, Карнаке, Мединет-Абу и др. Жилые кварталы не изучены, т. к. над ними находится совр. г. Луксор.
Лит.: Blackmail A. M., Das hunderttorige Theben, Lpz., 1926; Otto E., Topographie des Thebanischen Gaues, В., 1952; Champdor A., Thèbes aux cent portes, 3 éd., P., 1955; Montet P., Isis, ou а la recherche de l'Egypte ensevelie, P., 1956.
И. С. Кацнельсон. Москва.
2.(Tnbai) др.-греч.
полис в Беотии. Согласно фиванским легендам, основателем Ф. был мифич. Кадм, предками фиванцев люди, выросшие из посеянных Кадмом
зубов дракона. Древность города подтверждается памятниками Микенской эпохи. К 6 в. до н. э. Ф. возглавляли Беотийский союз, выросший из древнего плем. и религ.-культового союза и объединивший почти все города Беотии. Правившая в Ф. родовая
аристократия поддерживала персов во время Греко-персидских войн 500-449 до н. э. и выступала на стороне Спарты против Афин в период Пелопоннесской войны 431-404 до н. э. После Пелопоннесской войны в Ф. и др. городах Беотии к власти пришли антиспартанские группировки, вступившие в дружественные отношения с Афинами.
Во время Коринфской войны (395-387 до н. э.) возглавляемые Ф. беотийцы поддерживали афинян. В 387 до н. э. в соответствии с условиями Анталкидова мира Беотийский союз был распущен, и в Ф. и др. городах Беотии при содействии Спарты утвердились крайне реакц. олигархич. правительства. В 379 до н. э., свергнув и убив олигархов, к власти в Ф. пришли демократич.
слои, возглавленные Пелопидом и Эпаминондом. Возродив затем Беотийский союз, Ф. превратились в крупнейшую политич. силу в Греции. В 371 (при Левктрах) и в 362 до н. э. (при Мантинее) войско фиванцев, возглавленное Эпаминондом, дважды разбило спартанцев. Однако кровопролитные войны со Спартой настолько истощили Ф. и все города союза, что после 362 они потеряли свое значение.
В 338 до н. э. Ф. были завоеваны Македонией, в 335 до н. э., после подавления антимакедонского восстания, город был почти до основания разрушен. В 315 до н. э. Ф. были частично восстановлены, но значит. политич. роли не играли. В совр. Греции Ф. небольшой город.
Лит.: Cloché P., Thèbes de Béotie, des origines а la conquГЄte romaine, Namur, 1953; Glotz G., La Grèce au IV siècle: la lutte pour l'hégémonie, P., 1941. См. также лит. при ст. Беотия.
Д. П. Каллистов.
Ленинград. .