Советская историческая энциклопедия - фома аквинский
Связанные словари
Фома аквинский
(Thomas Aquinas) (1225 или 1226 7.III.1274) теолог, философ, ср.-век. схоласт. Сын итал. графа. В 1243 или 1244 вступил в орден доминиканцев. Образование завершил в Париже (1245-48) и Кёльне (1248-52) у нем. теолога Альберта Великого. В 1256 стал магистром Парижского ун-та, где повел борьбу против сторонников светской образованности, требуя подчинения разума религ.
вере, божественному откровению. В 1259-69 Ф. А. преподавал богословие в итал. городах: Ананьи, Орвието, Риме, Витербо. В 1269 вернулся в Парижский ун-т, где активно выступил против последователей аверроизма (см. Ибн Рошд) Сигера Брабантского, Джона Пекхема и др. Последние годы жизни Ф. А. провел в Италии. Умер в пути на Лионский вселенский собор. В 1323 был канонизирован. В 1879 спец. энцикликой Льва XIII ("Aeterni patris") учение Ф. А. признано официальной и "единственно истинной философией католицизма". В трудах Ф. А. выражен осн. принцип схоластики: "Философия служанка богословия".Ф. А. различал истины разума и истины откровения, расценивая последние как высшие истины, недоступные разуму и постигаемые лишь благодаря вере. В основу своей филос. системы Ф. А. положил христианизированное учение Аристотеля, идеи к-рого использовал для укрепления авторитета католич. богословия и религ. веры, стремясь философски обосновать существование бога; философия Аристотеля в его интерпретации теряет элементы материализма и диалектики.
"Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое", писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 325 (т. 38, с. 365)). Ф. А. боролся с материалистич. тенденциями в схоластике, призывал к уничтожению еретиков, обосновывал идею всеобщего главенства папы как божьего наместника на земле, а подчинение его власти объявлял условием спасения души. Объявляя священной власть монарха, Ф. А., однако, полагал допустимым при превращении монархии в тиранию выступление подданных против тирана. Отмечая новые явления в развитии феодализма (рост ремесла, торговли, развитие ср.-век. городов, формирование нового сословия горожан и т.п.), осуждал как греховный ссудный процент при займах. Социальное неравенство Ф. А. объяснял как богоустановленную "иерархию форм в вещах" и усматривал в этом одно из проявлений совершенства вселенной. Учение Ф. А. томизм было использовано католицизмом в борьбе с прогрессивными идеями, стало идейным орудием контрреформации, осн.
учением иезуитов. Томизм, приспособленный к совр. уровню идеалистич. философии и новейшим достижениям естествознания, широко используется реакцией в борьбе против материализма (см. Неотомизм).
Соч.: Opera omnia, v. 1-34, P., 1871-80.Лит.: Кичанова И. М., Философия Фомы Аквинского, "ВФ", 1958, No 3; Гараджа В. И., Проблемы веры и знания в томизме, "ВФ", 1963, No 9; Боргош Ю., Фома Аквинский, (пер. с польск.), М., 1966.Б. Я. Рамм. Ленинград. .