Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - ганди

Ганди

Мохандас Карамчанд (2. X. 1869 30. I. 1948) деятель нац.-освободит. движения Индии, основоположник гандизма. Род. в гуджаратском княжестве Порбандар, происходил из касты баниа. Отец его был министром в ряде княжеств Катхиавара. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи религии, что оказало определ. влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридич. образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 он служил юрисконсультом гуджаратской торг. фирмы в Юж. Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя пр-ва и пр. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены нек-рых дискриминац. законов. В Юж. Африке Г. выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам. Хотя, по его признанию, он считал справедливой борьбу буров и зулусов, тем не менее свои действия он рассматривал как доказательство лойяльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление.

По возвращении в Индию (янв. 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс (в к-рую вступил в 1919). В годы 1-й мировой войны Г. поддерживал воен. усилия Англии, надеясь, что такая поддержка заставит Англию пойти на уступки Индии и предоставить ей самоуправление.

Особенно видную роль в нац.-освободит. движении Индии Г. стал играть с 1917-18. В это время под воздействием войны и ухудшения положения масс и под влиянием Окт. социалистич. революции в России, а также в связи с отказом Англии предоставить Индии самоуправление в Индии началось массовое антиангл. движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления. Г. и его последователи много разъезжали по городам и селам Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против англ. господства. Однако эту борьбу Г. стремился ограничить ненасильственными формами и осуждал всякое насилие. Г. также осуждал клас. борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража. Эта позиция Г. была вполне приемлема для буржуазии, и партия Нац. конгресса поддержала его полностью. В 1919-48 Г. был идейным руководителем и наиболее влиятельным политич. лидером Нац. конгресса, к-рый под его руководством превратился в массовую партию, пользовавшуюся поддержкой широких слоев народа. Вовлечение масс в нац.-освободит. движение является осн. заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Г. Махатмой (великая душа).

В период подъема нац.-освободит. движения в Индии (1919-22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с англ. властями, а также добился соединения халифатского движения с движением индусов, решительно выступая за единение индусов и мусульман. В февр. 1922 руководство Нац. конгресса по предложению Г. прекратило кампанию несотрудничества ввиду ответных насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к англ. полицейским. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28 Г. сосредоточил свою политич. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества (см. в ст. Гандизм) и за ликвидацию института "неприкасаемых".

В годы нового подъема антиимпериалистич. движения (1929-33) Г. руководил кампанией гражд. неповиновения, направленной против правительств. соляной монополии (см. "Соляной поход"). В 1931 Г. заключил соглашение с вице-королем Ирвином, по к-рому Нац. конгресс свертывал эту кампанию; Г. соглашался представлять Конгресс на "Круглого стола" конференции, а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на нек-рые уступки инд. буржуазии.

В сент. 1934 Г. заявил о своем выходе из Нац. конгресса, мотивируя это тем, что он хочет посвятить себя "социальной работе": возрождению ручного прядения и ткачества и борьбе против т. н. неприкасаемости, но фактически оставался его вождем до конца жизни.

Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (напр., в 1922-24, 1930-31, 1942-44). В заключении и на свободе Г. неоднократно объявлял голодовки (с целью оказания давления на брит. пр-во, достижения единства индусов и мусульман, в знак протеста против института "неприкасаемых" и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и заставляли пр-во иногда идти на уступки.

В 1942 во время 2-й мировой войны, после провала Криппса миссии, когда англ. пр-во отказалось сформировать нац. инд. пр-во, и в связи с ростом антиимпериалистич. настроений, Г. выдвинул антиангл. лозунг: "Прочь из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление япон. агрессорам.

Во время подъема массового антиколониального движения в 1946-47 Г. стремился добиться независимости мирным путем и осуждал революц. выступления масс (в т. ч. и восстание инд. моряков в февр. 1946). В то же время Г. выступал против кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением расчленения Индии. Он поддерживал деятельность прогрессивных элементов, в т. ч. коммунистов, направленную на защиту рабочих кварталов от погромов. В июне 1947 при обсуждении Маунтбеттена плана Г. выступил за его принятие. После расчленения Индии на два гос-ва (авг. 1947) и последовавших за этим погромов Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 янв. 1948 Г. пал от руки члена индусской реакц. орг-ции Натхурама Годзе. Инд. народ глубоко чтит память Г.

В советской исторической литературе до недавнего времени (50-е гг.) допускались ошибочные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии. См. обзор лит-ры при статье Гандизм.

Соч.: Speeches and writings, 3 ed., Madras,(1922); Young India, 1919-1922, Madras, 1922; Young India, (2 ser., 1924-1926), N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, (1956); в рус. пер. Мод жизнь, (М.), 1959.

А. М. Дьяков. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ганди
Значение слова ганди
Что означает ганди
Толкование слова ганди
Определение термина ганди
gandi это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):