Советская историческая энциклопедия - гроций
Связанные словари
Гроций
совете Роттердама. В вышедшем в 1609 соч. "О свободном море" ("De mare libero") защищал интересы крупной торг. голл. буржуазии; трактат Г. вызвал ответный трактат англ. юриста Селдена "Закрытое море" ("Mare clausum seu de dominio maris libri duo", 1635); их полемика отражала назревавший конфликт между голл. купечеством и англ. буржуазией, приведший к англо-голландским войнам.
В религ.-политич. борьбе арминиан и гомаристов Г. выступил активным приверженцем арминиан; как причастный к восстанию, поднятому Олденбарневелтом, в 1618 был осужден на пожизненное заключение. В 1621 бежал во Францию; в 1634 по приглашению швед. пр-ва становится швед. посланником в Париже (до 1644). Из обширного науч. наследства Г. наиболее известен его труд "О праве войны и мира" ("De jure belli ас pacis", 1625, рус.
пер. 1956). Г. осуждает "разнузданное неистовство" Тридцатилетней войны (1618-1648), выступает глашатаем мира в отношениях между народами и рекомендует решать спорные вопросы не силой, а с точки зрения права, в основе к-рого должна лежать идея справедливости. Одно из осн. условий разумного человеч. общежития состоит, по Г., в том, чтобы не посягать ни на человеч.
личность, ни на чужое имущество. Общество, по мнению Г., есть результат договора, к-рый был заключен людьми в общих интересах. Общество и гос-во у него тождественные понятия. Люди объединились в гос-во добровольно, повинуясь лишь велению собственной природы, а не божеств. воле. Учение Г. о происхождении общества и гос-ва знаменовало освобождение от идейного подчинения церкви, стремление истолковать эти категории с позиций бурж.
рационализма. Однако Г. еще признавал наличие божеств. права и делал другие многочисл. уступки теологии, чем вносил в свои взгляды большие противоречия. На историю Г. смотрел как на сцепление случайностей и заблуждений. История ценна, по его мнению, лишь своими уроками. Антич.историю, дающую, с его точки зрения, наибольшее количество проявлений истинной гражд. добродетели, Г. ставил гораздо выше истории христианства (к-рую развенчивал) и истории ср. веков. Г. много внимания уделял истории освободит. войны Нидерландов против Испании. Его "De jure praedae commentarius" (1604-05) ценный ист. источник по истории нидерл. революции и республики Соединенных провинций.
В соч. "О древности и строе Батавской Республики" ("De antiquitate et statu Reipublicae Batavicae", 1610) он выступил сторонником нац. свободы, свободы совести и свободы мысли. Г. принадлежит также книга "О происхождении амер. народов" ("Dissertatio de origine gentium americanarum", 1642) с интересной гипотезой о родстве амер. народов с европейскими.Лит.: Казарин А. И., Гуго Гроций как политич.
мыслитель, "ВИМК", 1958, No 6; Саккетти А. Л., Гуго Гроций как ученый-гуманист, юрист и историк, в кн.: Советский ежегодник междунар. права 1959, М., 1960; Knight W. S. M., The life and works of Hugo Grotius, L., 1925; Ter Meulen J., Bibliographie des écrits imprimés de Hugo Grotius, Hague, 1950.A. И. Казарин. Москва. .