Советская историческая энциклопедия - карлейль
Связанные словари
Карлейль
В 1835-41 секретарь по делам Ирландии в пр-ве Мельбурна (с 1839 с правами члена кабинета). Первый среди вигских аристократов, занимавших офиц. посты, выступил в поддержку Лиги против хлебных законов. В 1853-54 совершил поездку по Вост. Европе и опубликовал "Дневник путешествия по турецким и греческим водам" ("Diary in Turkish and Greek waters", L., 1854).В 1855-58 лорд-лейтенант Ирландии.
2.Карлайл (Carlyle), Томас (4.XII.1795 4.II.1881) англ. публицист, историк, философ. Сын сел. каменщика. Окончил Эдинбургский ун-т (1814). Философско-ист. взгляды К. сформировались под сильным влиянием герм. философов-идеалистов и реакц. романтиков и отчасти Сен-Симона. Энгельс определил мировоззрение К. как пантеизм (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 589). В памфлетах К. "Чартизм" ("Chartism", L., 1840), "Теперь и прежде" (L., 1843; рус. пер. M., 1906) и др. произведениях 30 нач. 40-х гг. сочувствие трудящимся, глубокая, подчас революц. критика капитализма сочеталась с апофеозом средневековья и призывами к восстановлению феодально-иерархич.обществ. отношений, что сближало К. с феодальным социализмом. В лучшем ист. сочинении К. "Французская революция" (L., 1837; рус. пер. СПБ, 1907) наряду с оправданием свержения нар. массами прогнившего абсолютизма уже намечается крайне субъективистская идеалистич. концепция "культа героев", развернутая в цикле лекций "Герои, почитание героев и героическое в истории" (L.
, 1841; рус. пер. СПБ, 1908), читанном в 1837-1840. Эта концепция положена в основу "Писем и речей Оливера Кромвеля" ("Oliver Cromwell's letters and speeches", L., 1845-46). По К., определяемые провидением законы развития мира открываются лишь "избранным", "героям", единственным действительным творцам истории ("история мира биография великих людей"), а массы "толпа, орудие в их руках"; героич. начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе слепые разрушит. силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе "истинных героев" "вождей" (напр., Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению К., замкнутый круг истории. По мере развития клас. борьбы пролетариата мелкобурж. философско-историч. концепция К. становилась все более реакционной. (См., напр., "Памфлеты последнего дня" (L., 1850; рус. пер. СПБ, 1907) и др.). Восхваляющая прусский милитаризм "История Фридриха Второго Прусского" ("History of Friedrich II of Prussia", v. 1-13, 1858-65) свидетельствовала о глубоком кризисе ист.творчества К. Концепция "культа героев" К. была подхвачена бурж. историографией и широко используется идеологами империалистич. реакции.
Соч.: The works, v. 1-30, L., 1896-1905; Letters. 1826-1836, v. 1-2, L.-N. Y., 1888.Лит.: Энгельс Ф., Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Томас Карлейль. "Современные памфлеты. No 1. Современная эпоха. No 2. Образцовые тюрьмы", там же, т. 7; Ленин В. И., Тетради по империализму, Соч., 4 изд., т. 39, с. 509; Неманов И. Н., Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества, "ВИ", 1956, No 4; Froude J. A., Thomas Carlyle, N. Y., 1882; Wilson D. A., Life of Thomas Carlyle, v. 1-6, N. Y., 1923-34; Young L. M., Thomas Carlyle and the art of history, L., 1939; Gascoyne D., Thomas Carlyle, L.-N. Y., 1952.И. Н. Неманов. Смоленск. .