Советская историческая энциклопедия - константинопольские соборы
Связанные словари
Константинопольские соборы
К. с. 381 имел целью укрепить централизацию церкви, повысить значение константинопольской иерархии и более четко сформулировать церк. вероучение православия. Соборы 382, 394 дополняли К. с. 381. К. с. 448, 450, 532, 533, 638, 646 (или 647), 680 обсуждали вопросы, касающиеся отношения православной церкви к монофизитам. В 692 в Трулльском дворце происходил т.
н. "пято-шестой" собор, принявший ряд постановлений о внутр. устройстве церкви, легших в основу канонич. права. Иконоборч. политика была закреплена К. с. 754 и 815. В 843 новый К. с. закрепил окончат. победу иконопочитания. К. с. 861 и 867 касались борьбы за патриарший престол между Игнатием и Фотием, а также распри между папой Николаем I и Фотием, к-рый противился распространению папского влияния на Восток.
К. с. 869-870, осуж-ший Фотия, рим. церковью признается вселенским, православной нет (его решения были отменены К. с. 879-80). К. с. 1054 утвердил разделение христ. церкви на западную (католич.) и восточную (православную). К. с. 1057-58 был посвящен вопросу о воссоединении церквей. К. с. 1082 осудил филос.учение визант. философа Иоанна Итала. В 1274, 1277 К. с. собирались в защиту Лионской унии; К. с. 1285 проклял эту унию. Наиболее бурными были соборы, посвященные распре исихасов со сторонниками Варла-ама (1341, 1342, 1344, 1347, 1351, 1368). Перед падением Константинополя в 1452 К. с. торжественно отверг Флорентийскую унию, отражая ненависть населения города к итал.
купечеству.Источн.: Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, éd. J. D. Mansi, t. 1-31, Firenze Venezia, 1759-98, nouv. éd., t. 1 60, P., 1899-1927.Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы IV VIII вв., ч. 1-2, СПБ, 1904; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959.M. Я. Сюзюмов. Свердловск. .