Советская историческая энциклопедия - коялович
Связанные словари
Коялович
К., вопреки установкам католицизма, отрицательно оценивал роль крестоносцев. "Историей Литвы" К. долгое время широко пользовались историки многих стран. Она написана хорошим лат. языком, местами читается как художеств. произведение.
Соч.: Historiae Lituanae, pars 1-2, Dantisci-Antverpiae, 1650-69; Miscellanea rerum ad státum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium, Vilnae, 1650; Rerum in M. D. Lithuaniae per tempus rebellionis Russicae gestarum commentarius, Elbing, 1655.В. А. Сербента. Минск.2.Михаил Осипович (1828 23.VIII.1891) рус. историк, сын священника Гродненской губ. Проф. (с 1862) Петерб. духовной академии. В основе мировоззрения К. лежала мысль о превосходстве православия над всеми др. религиями.Откровенно антипольскими и антисемитскими были его "Лекции по истории Зап. России" (1864), явившиеся реакцией на польск. восстание 1863-64. К. развивал в них реакц. славянофильский тезис о единстве интересов рус. народа (куда он включал также украинцев и белорусов) и рус. аристократии, вытекающем якобы из их нац. общности. В своих работах К.
опирался на большой архивный материал, однако изучал его крайне односторонне и тенденциозно. Для него не существовало социально-экономич. проблем и вопроса о клас. борьбе, вся сложность ист. процесса сводилась к нац. вопросу, решаемому с позиций славянофилов. В большой работе, посвященной развитию рус. историографии со времен первых летописцев до Ключевского ("История рус.
самосознания по ист. памятникам и науч. сочинениям", СПБ, 1884), К. пытался доказать, что лучшие рус. историки приходили к славянофильскому пониманию истории. С 80-х гг. стоит в одном ряду с реакц. национал-монархистами позднеславянофильского толка (M. Ф. Владимирский-Буданов и др.).Лит.: РБС, т. 9, СПБ, 1903; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.С. М. Каштанов. Москва. .