Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - культурно-историческая школа

Культурно-историческая школа

антиэволюционное направление в бурж. этнографии, известное также под наименованием "теории культурных кругов". В своем возникновении К.-и. ш. связана с антропогеографич. теорией Ф. Ратцеля и с "культурно-морфологической" теорией Л. Фробениуса. Методологич. принципы К.-и. ш. изложены наиболее видным ее представителем Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии" (Fr.

Graebner, Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911). В основе их лежит идеалистич. концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно к-рой история не знает закономерностей, ист. явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте, наличие его у разных народов объясняется распространением из первонач.

центра. В работах представителей К.-и. ш. осн. внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной терр. выявляется определенное сочетание элементов культуры предметов материального быта, социальных институтов, религ. представлений и т. п. и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к пространственному перемещению и напластованиям неск.

культурных кругов, оторванных от конкретных народов создателей культуры. Т. к. каждый элемент культуры неповторим и возникает независимо от других, отсутствует к.-л. взаимная обусловленность и внутр. связь между явлениями внутри "культурных кругов"; последние представляют собой по существу абстрактные схемы, конструируемые по произволу их авторов.

Разновидностью К.-и. ш. является венская клерикальная школа во главе с католич. австр. патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. В. Шмидт выделил особый "пигмейский культурный круг", к-рый он объявил наиболее древним и произвольно приписал ему наличие частной собственности, моногамии, представлений о едином боге-творце. Тем самым Шмидт стремился утвердить истинность христианских догм и обосновать извечность институтов капиталистического общества. Влияние К.-и. ш. сказалось и в области археологии. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал реакционный австрийский археолог О. Менгин.

Лит.: Левин М. Г., Токарев С. A., "Культурно-ист. школа" на новом этапе, "СЭ", 1953, т. 4; Токарев С. A., Венская школа этнографии, "ВИМК", 1958, No 3.

M. Г. Левин. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое культурно-историческая школа
Значение слова культурно-историческая школа
Что означает культурно-историческая школа
Толкование слова культурно-историческая школа
Определение термина культурно-историческая школа
kulturnoistoricheskaya shkola это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):