Советская историческая энциклопедия - лелевель
Связанные словари
Лелевель
(Lelewel), Иоахим (22.III.1786 29.V.1861) польск. историк и обществ. деятель. В 1808 окончил Виленский ун-т, где в 1815-18 и 1822-24 занимал кафедру истории. После раскрытия тайных студенч. об-в "филоматов" и "филаретов" Л. был отстранен от преподавания, как их идейный вдохновитель, и переехал в Варшаву, где установил связь с тайными патриотич. орг-циями. В 1830 был избран деп.
сейма. С нач. восстания 1830-31 Л., как признанный идеолог освободит. движения, стал пред. Патриотического общества и вошел в пр-во. Занимал в нем наиболее левые-позиции (поддерживал наделение части крестьян землей и др.), но не сумел изменить консервативного характера его политики. После поражения восстания Л. эмигрировал во Францию.
Он возглавил Нац. польск. к-т, объединивший демократич. силы польск. эмиграции. За опубликование к-том написанного Л. воззвания к русским, содержавшего призыв к совместной борьбе против царизма, в 1833 был выслан из Франции. В Брюсселе стал идейным руководителем польск. демократич. орг-ций "Молодая Польша","Объединение" и др.; вместе с К.
Марксом и Ф. Энгельсом был активным деятелем интернац. Демократической ассоциации.Л. был основоположником и крупнейшим представителем романтической школы в польск. историографии. Он сумел прийти независимо от франц. историков Тьерри, Гизо и др. к пониманию ист. процесса как борьбы классов (крестьян и помещиков), требуя, чтобы история стала летописью нар. жизни. По мнению Л., первоначально обществ. строем Польши (как и всего славянства) была сельская община, уничтоженная завоевателями, превратившимися в господствующий класс и установившими строй можновладства (господства крупных феодалов). Периодизация истории Польши, по Л., основана на этапах расцвета и упадка исконного для славянства гминовладства (демократии). Он последовательно подчеркивал творческую роль нар. масс в истории. Л. исследовал историю закрепощения польск. крестьянства. Это особо подчеркивал Маркс как крупнейшую заслугу Л.историка (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 435). Для трудов Л. характерна демократич., республиканская и антиклерикальная тенденция. Л. признавал объектом ист. исследования близкие и даже современные ист. события, считал нац. историю фрагментом всеобщей истории. Несмотря на ограниченность концепции Л. (представление о решающей роли идей, нац. духовных черт для ист. судеб нации, идеализация ист. значения шляхты и др.), его историко-социологич. взгляды были основой формирования польск. прогрессивной обществ. мысли в 20-60-х гг. 19 в. (Э. Дембовский, Т. Кремповецкий).Л. оставил громадное количество трудов по политич.истории Польши с древнейших времен по 19 в., заложил основы ряда вспомогательных дисциплин в польск. ист. науке.Соч.: Polska, dzieje i rzeczy jej..., t. 11-3, 16-20, Poznan, 1846-1868; Listy emigracyjne, t. 1-5, Wr.-Kr., 1948-56; Dziela, t. 1-3, 6-8, Warsz., 1957-1964; в рус. пер. К братьям русским, в кн.: Избранные произведения прогрессивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956.
Лит.: Басевич А. М., Иоахим Лелевель, (М)., 1961; Hleb-Koszanska H., Kotwiczówna M., Bibliografia utworów Joachima Lelewela, Wr., 1952; Serejski M. H., Koncepcja historii powszechnej Joachima Lelewela, Warsz., 1958; Kieniewicz S., Samotnik brukselski, Warsz., 1960.И. С. Миллер. Москва. .