Советская историческая энциклопедия - ли ик
Связанные словари
Ли ик
небе и плоской земле), говоря о шарообразности земли, давал научное объяснение многим явлениям природы. В своем мировоззрении Л. И. приближался к материализму, хотя и не отошел полностью от конфуциан. истолкования сущности духовного и материального начал. Так, с материалистич. позиций он критиковал суеверия и религ. догмы буддизма и христианства.
Подвергнув острой критике существующие порядки, Л. И. высказал идеи о необходимости реформы. Установление обязат. нормы обрабатываемых земель для каждого х-ва и возможность продавать излишки, по его мнению, могли привести с годами к равномерному распределению земли. Для поднятия с. х-ва он считал необходимым избавить земледельца от поборов чиновников.
Л. И. называл 6 зол, подтачивающих развитие с. х-ва и создающих тяжелое положение в стране: 1) подневольное положение крепостных, обеспечивавшее праздную жизнь господам, 2) система гос. экзаменов, к-рая, отвлекая людей на бесполезные занятия, имеет значение лишь для подготовки чиновников, злоупотребляющих властью, 3) презрение дворян к производит.
труду и к народу, 4) колдовство и суеверия, сопряженные с обиранием и обманом народа, 5) толпы буддийских монахов, к-рые не столько молятся богу, сколько уклоняются от труда и гос. повинностей, 6) лень, к-рая от презрения к труду и тунеядства ведет затем к обману и грабежам.
Л. И. своими идеями оказал влияние на последующее развитие сирхакпхского движения обществ. мысли в Корее.Лит.: Чосон чхорхакса (История корейской философии), т. 1, Пхеньян, 1962, с. 203-12.М. Н. Пак. Москва. .