Советская историческая энциклопедия - лукреций кар
Связанные словари
Лукреций кар
По Л. К., материя бесконечная и вечная, состоит из атомов и постоянно развивается по внутр. законам, без вмешательства богов. Источником познания являются ощущения. Л. К., в отличие от большинства антич. авторов, считает первоначальное состояние человечества не "золотым" веком, а периодом дикости. Основу прогресса Л. К. видит в необходимости трудиться из-за нужды, а происхождение законов объясняет соглашением людей.
Не отражая конкретных исторических событий и ограничиваясь намеками на гражд. смуты 1 в. до н. э., Л. К. в то же время страстно протестует против насилия, наживы, роскоши и др. язв рабовладельч. общества. Но эти выступления у Л. К. сочетаются с призывами к созерцат. жизни вне общества, а столкновение общегуманистич. идеалов Л. К. с реальной действительностью порождает в поэме нотки пессимизма.
Соч.: Гњber die Natur der Dinge, hrsg. von G. Klaus, übers. von H. Diels, В., 1957; De la nature. Texte établi et traduit par A. Ermont, 2 éd., P., 1959; в рус. пер.: О природе вещей, ред. лат. текста и пер. Ф. А. Петровского, т. 1-2, М.-Л., 1946-47; нов. изд. М., 1958.Лит.: Вавилов С. И., Физика Лукреция, "ИАН СССР", 1946, т. 3, No 1; Дератани Н. P., К вопросу об ист. концепции в поэме Л., "ВДИ", 1951, No 3; Кубланов М. M., Атеистические воззрения Л., в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 3, М.-Л., 1959, с. 377-98; Sikes E. E., Lucretius, poet and philosopher, Camb., 1936. .