Советская историческая энциклопедия - мейер персоналия
Связанные словари
Мейер персоналия
М. вводит понятие "культурный комплекс" как результат взаимодействия материальной и духовной культуры народов. Он считает, что отд. народы обладают особой духовной организацией, способной создать более высокую духовную культуру. История Китая и Индии не включается автором в круг истории "культурных" народов, поскольку, по его мнению, их взаимодействие с европ.
народами началось поздно (с эпохи эллинизма). Т. о., "культурный комплекс" объединяет лишь страны Средиземноморья (т. н. "классический Восток" и античность).
Несмотря на значит. интерес к экономич. и социальной истории, М. в основу своего изложения кладет политич. события и историю государственности, т. к. форма гос-ва, с его точки зрения, определяет судьбы народа.Политич. события лежат и в основе периодизации древней истории, данной М. Особое значение он придает переселениям народов, как важному фактору ист. развития (напр., завоеванию Египта гиксосами, Вавилона касситами, переселению племен в 12 в. до н. э.). Вся история древности излагается М. с позиций теории цикличности, осн. положения к-рой наиболее отчетливо сформулированы М.
в докладах "Экономич. развитие др. мира" ("Die wirtschaftliche Entwicklung des Altertums", Jena, 1895, рус. пер.СПБ, 1898) и "Рабство в древности" ("Die Sklaverei im Altertum", Dresd., 1898, рус. пер.-СПБ, 1899) во время полемики с автором "ойкосной" теории К. Бюхером. Гомеровская Греция определяется М. как "греч. средневековье", классич. и эллинистич. как период капитализма, а историей Рима завершается капиталистич. развитие в древности. В этих докладах М. преувеличивал роль наемного труда в древности, стирая грань между положением свободных тружеников и рабов. Исходя из позиций циклизма, М. отрицал поступательный ход ист. развития, утверждая, что высшей ступенью развития общества является капитализм, падение к-рого приводит якобы к гибели культуры. В своей работе "К теории и методике истории" ("Zur Theorie und Methodik der Geschichte", Halle, 1902, рус. пер., M., 1904) M. высказывает мысль, что задачей историка является всестороннее освещение частного (индивидуального), а не общих закономерностей ист. процесса. Т. о., несмотря на то, что труды М. вводят в обращение огромный мат-л и имеют большое науч. значение в области частных исследований, общая схема М., оказавшая значит. влияние на совр. ему историографию (в т. ч. и на русскую М. М. Хвостов, М. И. Ростовцев, Р. Ю. Виппер), является реакционной. Ее осн. пороки отрицание ист. прогресса, модернизация, гиперкритицизм, элементы расизма.Соч.: (кроме указ.в статье): Geschichte von Troas, Lpz., 1877; Geschichte des Königreichs Pontos, Lpz., 1879; Geschichte des alten Aegyptens, В., 1887; Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen, Halle, 1894; Die Entstehung des Judenthums, Halle, 1896; Forschungen zur alten Geschichte, Bd 1-2, Halle, 1892-99; Aegyptische Chronologie, В., 1904; Kleine Schriften zur Geschichtstheorie und zur wirtschaftlichen und politischen Geschichte des Altertums, Halle, 1910; Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1922; Ursprung und Anfänge des Christentums, Bd 1-3, Stuttg., 1921-23.
Лит.. Протасова С. И., История др. мира в построении Эд. Мейера, "ВДИ", 1938, No 3; Wilcken U., Jaeger W., E. Meyer zum Gedächtnis, Stuttg., 1931; Marohl H., E. Meyer. Bibliographie, (В.), 1941. .