Советская историческая энциклопедия - монтескьё
Связанные словари
Монтескьё
обличает пороки правящей дворянской верхушки, осуждает завоеват. войны и объявляет неогранич. монархию строем, противоречащим разуму. В 1734 вышел трактат М. "Рассуждение о причинах величия и упадка римлян" ("Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur décadence"), в к-ром сделана попытка объяснить осн. события истории римлян особенностями их учреждений и влиянием окружающей среды.
В 1748 в Женеве было издано анонимно главное произведение М. "Дух законов" ("De l'esprit des lois"), в котором нашли наиболее полное выражение взгляды М. на историю и его политич. теория. С позиций деизма М. отвергал теологич. объяснение ист. процесса. Один из основоположников географич. школы в социологии, М. решающим фактором, определяющим политич.
строй гос-ва, считал географич. среду, гл. обр. климат, почву и устройство поверхности. Характер народов, по мнению М., меняется в зависимости от широты, на к-рой они живут, и от размеров занимаемой ими территории. Вместе с тем М. придавал большое значение формам правления и законодат. деятельности, к-рые могут, по его мнению, даже сглаживать вредные и усиливать полезные влияния географич.
условий. Несмотря на переоценку географич. среды в жизни общества и идеалистич. представления о роли законодат. деятельности, свойственные М., его попытка рассматривать обществ. явления как объективно закономерный процесс была, несомненно, прогрессивна для того времени. М. считал необходимым не ограничиваться изучением только истории стран Зап. Европы и Бл. Востока, как это было принято в его время, а исследовать историю всех народов земного шара. Политич. теория М. проникнута духом компромисса. Он противник абсолютизма и провозглашает осн. принципы демократии: свободу слова, печати, собраний, требует равенства всех граждан перед законом, веротерпимости, осуждает рабство. Однако он не признает революц. методов осуществления этих принципов. Политич. идеал М., как и Дж. Локка, влияние к-рого он испытал, государство, в к-ром осуществлено разделение властей и установлено равновесие между ними. Законодат. власть, по мнению М., должна осуществляться двухпалатным парламентом, верхняя палата к-рого состоит из представителей аристократии, исполнительная королем, а судебная судом присяжных. Прототипом этого гос-ва являлась современная М. и идеализированная им англ. монархия. Учение М. о разделении властей имело много сторонников среди либеральной буржуазии и либерального дворянства и нашло свое отражение в амер. конституции и в ряде конституц. актов первых этапов франц. бурж. революции (1789 и 1791); в дальнейшем оказало большое влияние на бурж. гос. право в целом.М. выступал за установление дружеств. отношений между странами, осуждал захватнич. войны. В России произведения М. стали известны уже в 1-й пол. 18 в. В 60-х гг. этого века их стали переводить на рус. язык. Среди различных слоев рус. общества идеи М. вызвали противоречивые отклики. Представители официальной дворянской идеологии (в т. ч.
Екатерина II) пытались использовать монархич. концепции М. для укрепления крепостнич. гос-ва. А. Д. Кантемир, встречавшийся с М. в Париже, выступил одним из первых в России популяризаторов его идей. Передовые слои рус. общества от А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, декабристов до В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова высоко оценивали М. как борца против абсолютизма и выдающегося социолога.Соч.: Oeuvres complètes, v. 1-7, P., 1875-79; Oeuvres complètes, t. 1-3, P., (1950-55); в рус. пер. Избр. произв., M., 1955; Персидские письма, М., 1956.Лит.: Сорель А., Монтескьё, пер. с франц., М., 1898; Коган-Бернштейн Р. A., Влияние идей Монтескьё в России XVIII в., "ВИ", 1955, No 5; Баскин M П., Монтескьё, М., 1965; Верцман И., Шарль Луи Монтескьё, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Barckhausen H., Montesquieu. Ses idées et ses oeuvres, P., 1907; Althusser L., Montesquieu. La politique et l'histoire, P., 1959; Shackleton R., Montesquieu. A critical biography, (Oxf.), 1961.Б. A. Каменецкий. Москва. .