Советская историческая энциклопедия - мустьерская культура
Связанные словари
Мустьерская культура
60-х гг. 19 в. и названа им по имени пещеры Ле-Мустье (Le Moustier) в Юго-Зап. Франции (Дордонь). Распространена в Европе, к Ю. примерно от 54? сев. широты, в тех или иных разновидностях почти во всей Африке, в странах Ближ. Востока и в Ср. Азии; культура невазы в Индии также во многом напоминает М. к. Большинство исследователей относит М. к. по геологич.
периодизации к верх. плейстоцену, к концу рисс-вюрмского межледникового периода и к нач. фазам последнего, вюрмского оледенения Европы. Памятники поздней М. к. в Европе датируются радиоуглеродным методом 53-33 тыс. лет до н. э.; возникновение же ее, вероятно, имело место 100-80 тыс. лет. до н. э. В основе мустьерской техники обработки камня лежал дисковидный нуклеус (ядрище), от к-рого откалывались широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в остроконечники и скребла. Остроконечники, вероятно, служили наконечниками копий и рогатин, кинжалами, ножами; скребла для резания, скобления, обработки кожи.Распространены также обработанные с двух сторон маленькие рубила, орудия с выемками и др. Представлена и леваллуазская (см. Леваллуа-Перре) техника обработки камня. Обработка кости только зарождалась. Имеется много разновидностей М. к. Они нередко встречаются на одних и тех же терр., поблизости друг от друга. Из локальных вариантов М.
к. следует назвать атерийскую культуру Сев. Африки, частично относящуюся и к позднему палеолиту и характеризующуюся кремневыми остроконечниками с черешком. Носителями М. к. были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей, зубров и др.животных, а также собиранием растительной пищи. М. к. относят к концу эпохи первобытного стада, нач. этапа развития первобытнообщинного строя; нек-рые исследователи допускают возможность возникновения у носителей М. к. уже нач. форм матриархальной родовой общины. Изобразит. иск-во еще отсутствовало, за исключением нек-рых его слабых и невыразительных зачатков; погребения неандертальцев, возможно, свидетельствуют о зарождении первобытных религ.
верований.Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Замятнин С. Н., Очерки по палеолиту, М.-Л., 1961; Rradel L., Le Moustérlen, "Bulletin de la Société Préhistorique française", P., 1954, t. 51, fasc. 8.П. И. Борисковский. Ленинград. .