Советская историческая энциклопедия - никольский
Связанные словари
Никольский
1.Владимир Капитонович (8.IX.1894 17.X.1953) сов. историк. Окончил МГУ в 1916. Преподавал в ряде высших уч. заведений, в т. ч. в МГУ (в 1921-30 доцент, в 1930-46 проф.). Н. опубликовал 4 работы по истории России 17 в. Начав в 20-х гг. одним из первых в рус. и сов. науке исследование истории первобытного общества, Н. разработал с позиций марксизма-ленинизма ряд проблем родоплеменного строя. Большое место в исследованиях Н. занимают проблемы происхождения религии.Соч.: "Боярская попытка", 1681 г., "Ист. известия", М., 1917, No 2; Очерк первобытной культуры, 4 изд., М., 1928; Является ли магия религией?, "Воинствующий атеист", 1931, No 12; Происхождение религии, 2 изд., М., 1949; История первобытного общества, М., 1948.Б. И. Шаревская. Москва.2.Михаил Васильевич (1848 2(15).VII.1917) рус. историк, основоположник рус. ассириологии, семитолог, шумеролог и урартолог. Д-р всеобщей истории (с 1908). В 1887 организовал Вост. комиссию при Имп. моск. археологич. об-ве и принимал активное участие в ее научно-исследоват. работе. В 1893 возглавил, совместно с А. А. Ивановским, археологич. экспедицию в Закавказье, во время к-рой снял точные копии большого количества урартских надписей 8-7 вв. до н. э. Н. выступал противником поверхностных приемов археологич. изысканий, указывал на необходимость точных и систематич. исследований цельных комплексов древних памятников. Призывал к созданию Междунар. комиссии для упорядочения изучения древностей Месопотамия и Палестины. Образцовое издание Н. шумерских док-тов хоз. отчетности 3-го тыс. до н. э. (ок. 900 глиняных таблеток из Лагаша, Уммы и др.) создало прочный базис для изучения экономики и социальных отношений древнего Двуречья. Н. считал основных производителей Шумера крепостными, а для времен III династии Ура (датируемой теперь 22-21 вв. до н. э.) постулировал даже преобладание наемного труда. В то же время Н. говорил и о наличии там эксплуатации рабов. Считал, что верховными обладателями обрабатываемой земли в Шумере признавались властители (или властительницы) воображаемые (напр., богиня Бау) или реальные (цари, вельможи). Прослеживая элементы денежного х-ва в древнем Двуречье, H. не разделял точки зрения Э. Майера и его школы, преувеличивавших роль товарного х-ва в гос-вах Древнего Востока. Н. впервые сопоставил шумерскую клинопись с древнейшими пиктограммами (на основании изучения 2 таблеток коллекция Блау, подлинность к-рых ему удалось доказать) и т. о. положил начало изучению происхождения клинообразной графики. Н. предложил оригинальное толкование финикийской надписи на медных колоннах храма Соломона в Иерусалиме, как посвящение богу Ваалу. Отмечая руководящую роль вавилонской культуры в обществах Двуречья во 2-м тыс. до н. э. и арамейской в 1-м тыс. до н. э., Н., однако, в отличие от панвавилонистов, признавал самобытность и своеобразие древних культур (напр., урартской).Соч.: Клинообразные надписи Закавказья, в кн.: МАК, т. 5, M., 1896; Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собр. Н. П. Лихачева, ч. 1-2, СПБ, 1908-15; Задачи русской археол. и ист. науки в Палестине и Месопотамии в связи с совр. мировыми событиями, в кн.: По вопросу о задачах рус. археол. и ист. науки на Переднем Востоке, М., 1917.Лит.: Липин Л. A., M. В. Никольский отец рус. ассириологич. науки, "Уч. зап. ЛГУ. Серия востоковед. наук", в. 4, Л., 1954; Редер Д. Г., Науч. публицистич. деятельность М. В. Никольского, в кн.: Очерки по истории рус. востоковедения, сб. 3, М., 1960.Д. Г. Редер. Москва.3.Николай Михайлович (1(13).XI.1877 19.XI.1959) сов. историк религии, востоковед. Акад. АН БССР (с 1931), чл.-корр. АН СССР (с 1946), засл. деят. наук БССР (с 1938). Сын и ученик М. В. Никольского. В 1900 окончил Моск. ун-т. В 1905-06, в период 1-й рус. революции, работал в лекторской группе при МК РСДРП, с 1918 проф. Смоленского ун-та, с 1921 Белорус. гос. ун-та в Минске, с 1937 директор Ин-та истории АН БССР. В период Великой Отечеств. войны 1941-45, вплоть до освобождения Белоруссии от нем.-фаш. захватчиков, находился в партиз. отряде им. С. Лазо, где продолжал науч. работу. Н. впервые познакомил широкие круги рус. читателей с достижениями библейской критики, примкнув к школе Ю. Вельхаузена, углубляя и развивая его выводы. В своих трудах по истории Двуречья Н. характеризовал шумеро-аккадское общество как феодальное и относил законы Хаммурапи к периоду предполагаемой отмены крепостного права в Вавилонии. Другие страны Др. Востока Н. также считал феодальными (позднее полупатриархальными-полуфеодальными). В 1938 Н. отказался от трактовки др.-вост. общества, как феодального, но подчеркивал также резкое отличие социальных форм этого общества от общества античного. В отличие от большинства сов. исследователей, Н. считал, что все гос-ва Др. Востока (включая хеттское царство и финикийские города) являются типичными деспотиями. H. выдвигал тезис об исключит. устойчивости семейной и сельской общины на Востоке и утверждал, что от времени Хаммурапи до эпохи Великих Моголов (в Индии) структура вост. общества оставалась в осн. неизменной и отличалась от структуры рабовладельч. и феод. Европы. Н. принадлежат также исследования по истории рус. церкви и по белорус. фольклору. Н. принимал активное участие в научно-атеистической пропаганде и в ряде популярных работ вскрывал социальные корни иудаизма и христианства.Соч.: Израиль и Вавилон, "BE", 1910, в. 5-6; Древний Вавилон, М., 1913; Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Древний Израиль, 2 изд., М., 1922; Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье, Минск, 1948; Введение, в кн.: Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937; Значение проблемы общинного быта в Ассирии для изучения социально-экономич. истории Древнего Востока, Уч. зап. Белорус. ун-та, в. 14, 1953; Русская церковь до эпохи капитализма и раскол, "Воинствующий атеизм", 1931; No 2-3; История русской церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Spuren magischer Formeln in den Psalmen, Giessen, 1927.Лит.: Лурье И. М., Сорокалетие научной и общественно-педагогич. деятельности Н. М. Никольского, "ВДИ", 1940, No 3-4; Постовская H. M., Изучение Древней истории Бл. Востока в Советском Союзе (1917-1959), М., 1961.Д. Г. Редер. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое никольский
Значение слова никольский
Что означает никольский
Толкование слова никольский
Определение термина никольский
nikolskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):