Советская историческая энциклопедия - отшельничество
Связанные словари
Отшельничество
для перевода нар. недовольства в безопасное русло. В нач. 4 в. отшельники стали заселять егип. пустыню Фиваиду по примеру Антония Великого, Пахомия и др. аскетов. В том же веке О. распространилось в Палестине, Каппадокии, М. Азии, Армении, позднее в Галлии, Испании, Италии. С самого возникновения О. положение отшельника оказалось противоречивым: благодаря ореолу святости он привлекал к себе людей и т.
о. оказывался вовлеченным в те самые социальные связи, от к-рых стремился уйти. Это противоречие ярко проявилось в деятельности столпников, для к-рых столп (колонна с открытой площадкой, на к-рой значит. время пребывали столпники) одновременно являлся средством самоизоляции и кафедрой, с к-рой удобно обращаться с проповедями к народу (столпники Бл.
Востока Симеон (5 в.), Даниил (5 в.), на Руси Никита Переяславский (12 в.), Савва Вишерский (15 в.) и мн. др.). В ср. века постепенно О. стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное ее контролю О. С 13 в. на З. О. стало спорадич. явлением, его сменило нищенствующее монашество. В России архаич. форма О. была возрождена в 17 в. старообрядцами.Лит.: Heussi К., Der Ursprung des Mönchtums, Tübingen, 1936; Draguet R., Les Peres du désert; P., 1949; Leipoldt J., Griechische Philosophie und frühchristliche Askese, В., 1961.С. С. Аверинцев. Москва. .