Советская историческая энциклопедия - пазырык
Связанные словари
Пазырык
Вследствие значит. высоты над уровнем моря, особенностей климата и конструкции курганов, вскоре после их сооружения в них образовалась вечная мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу, в частности в колодах-саркофагах бальзамированных тел людей и захороненных на дне могильной ямы вне погребальной камеры трупов лошадей.
В курганах хорошо сохранились: керамика и изделия из металла, дерева, тканей, меха и кожи предметы одежды, домашнего обихода, средств передвижения и прочие вещи, дающие полное представление о физич. типе и культуре погребенных. Особенно обильно представлены произведения иск-ва, выполненные в своеобразном "скифском зверином стиле", и принадлежности конской сбруи.
Зафиксировано, что обряды и обычаи, к-рые Геродот описывал как характерные для скифов, в деталях подтвердились раскопками курганов П. В др.-греч. традиции население Алтая было известно под легендарным назв. "стерегущие золото грифы", в кит. летописях они именуются юечжамми, в др.-иранских источниках саками (их сев.-вост. группа). Одной из находок в П., представляющей исключит. интерес, были древнейший в мире, художественно выполненный переднеазиат. ворсовый ковер, тончайшей работы шерстяные переднеазиат. ткани и самая древняя вышитая кит. шелковая ткань. Эти находки указывают на культурные связи древнего населения Алтая с многими народами Ю.
и В. Курганы сооружены в осн. в 5 в. до н. э. (по мнению других исследователей, в 3-2 вв. до н. э.).Лит.: Гуденко С. И., Горноалтайские находки и скифы, М.-Л., 1952; его же, Культура населения Горного Алтая в скифское время, М.-Л., 1953; его же, Культура населения Центрального Алтая в скифское время, М.-Л., 1960; Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, М., 1951.С. И. Руденко. Ленинград. .