Советская историческая энциклопедия - пи-и-маргаль
Связанные словари
Пи-и-маргаль
(Pi-y-Margall), Франсиско (29.IV.1824 29.XI.1901) исп. политич. деятель, революционер-демократ, социалистутопист. Род. в семье мелкого торговца в Барселоне. По образованию юрист. В 1847 переехал в Мадрид, где стал работать журналистом. В 1851 опубликовал "Историю живописи Испании" ("Historia de la pintura en España"), к-рая была запрещена церковью и предана анафеме. В том же году вышли его "Этюды о средних веках" ("Estudios sobre la Edad Media"), за к-рые П.-и-М. был отлучен от церкви. В нач. (850-х гг. П.-и-М. примкнул к республиканцам и стал одним из лидеров Демократич. партии. Принимал активное участие в революции 1854-56. В 1854 опубликовал обращение "К народу", в к-ром подвергал острой критике капиталистич. эксплуатацию и тиранию и призывал не складывать оружия до утверждения подлинных демократич. свобод. С этого времени П.-и-М. во главе левого крыла республиканцев. В 1864 стал гл. редактором газ. "La Discusión" органа Демократич. партии, на страницах к-рой вел получившую широкую известность полемику с Э. Кастелар-и-Риполем в защиту социализма. Волна репрессий, последовавшая за неудачной попыткой гос. переворота в 1866, вынудила П.-и-М. эмигрировать во Францию; здесь П.-и-М. познакомился с учением Прудона, произведения к-рого были им впервые переведены в 1867-68 на исп. язык. В 1869, после начала исп. революции 1868-74 и избрания деп. Учредит. кортесов, П.-и-М. возвратился в Испанию. В февр. 1873 был назначен министром внутр. дел респ. пр-ва, а в июне избран президентом республики. Не желая прибегать к вооруж. подавлению восстания "непримиримых" и анархистов, П.-и-М. 18 июля 1873 подал в отставку. После падения республики и восстановления монархии (1874) неоднократно избирался деп. кортесов, трибуну к-рых использовал для защиты своих респ. убеждений.П.-и-М. был выдающимся мыслителем, публицистом, крупным искусствоведом. Как и философы-материалисты, П.-и-М. считал, что материя вечна и бесконечна, существует сама по себе и, следуя своим собств. законам, постоянно движется и меняется, был убежден в способности человека познать самые скрытые тайны природы, ее законы и поставить их себе на службу. Но в то же время, сползая на идеалистич. позиции, П.-и-М. полагал, что способность человека мыслить и познавать является результатом наличия в нем некоей субстанции, отличной от его материальной плоти (хотя и связанной с ней) и называемой П.-и-М. духом. Согласно концепции П.-и-М., дух, как и материя, никем не был создан и вечно меняется, следуя своим собств. законам. Являясь рационалистом, П.-и-М. считал индивидуальный разум источником познания, высшим критерием истины. Всякая новая идея, к-рая возникает в голове одного человека и представляет известный ист. прогресс, призвана, по словам П.-и-М., осуществиться если не законом, то насилием. Лишь в обществе, где каждый его член пользуется всеми индивидуальными правами, прогресс осуществляется мирным путем, без катастроф и кровопролитий. Чтобы обеспечить такой путь развития, П.-и-М. призывал к осуществлению демократич. революции, к-рая положит конец монархии и гарантирует народу эти права. П.-и-М. утверждал, что в ходе политич. борьбы победившие классы чувствуют естественную необходимость отнять у побежденных то, что составляет "власть властей" богатство. Поэтому, естественно, что вслед за каждой политич. революцией возникает вопрос о собственности, в т. ч. о собственности на землю. Предшествующие революции приводили зем. собственность в соответствие со своими идеалами, и демократич. революция не может не сделать того же самого. Считая, что земля должна находиться в руках тех, кто ее обрабатывает, П.-и-М. выдвигает идею о ликвидации наемного труда и арендной системы в с. х-ве. Он предлагает передать крупные зем. владения в руки ассоциаций, созданных с.-х. рабочими для совместной обработки земли; в этих ассоциациях плоды общего труда будут делиться в соответствии с усилиями каждого члена коллектива. Наряду с агр. реформой П.-и-М. предлагает в качестве практич. мер, к-рые, по его мнению, должны постепенно привести к социальному освобождению трудящихся, создание свободных кооп. ассоциаций и осуществление прудоновской идеи прямого товарообмена через народный банк и беспроцентный кредит, всеобщее обязательное бесплатное образование.П.-и-М. остался чужд социалистич. идее ликвидации частной собственности и обобществления всех средств произ-ва. Он полагал, что наличие частной собственности на средства произ-ва не может быть препятствием для ликвидации эксплуатации и угнетения людей.Утверждая, что демократич. революция не может не быть освобождением самых угнетенных и обездоленных слоев народа, П.-и-М., однако, полностью абстрагируется от ее клас. характера. Демократич. революция в его понимании это революция всего народа, непосредственной целью к-рой является создание политич. условий для постепенной социальной эмансипации трудящихся классов. Пролетариат для П.-и-М. был лишь наиболее страдающей частью народа, а не той силой, к-рая способна освободить себя и все общество от эксплуатации. Идеализируя возможности демократич. институтов в обществе, где существуют частная собственность на средства произ-ва и антагонистич. классы, П.-и-М. считал всеобщие выборы и индивидуальные права, т. е. право ассоциаций, собраний, печати, свободу совести и т. д., достаточной основой для создания демократич. гос-ва; это гос-во, по мнению П.-и-М., будет охранять права и выражать интересы всего народа, регулировать отношения собственности, труда и обмена, исходя из принципа социальной справедливости и примата коллективных интересов перед индивидуальными. Идеальной формой такого гос-ва П.-и-М. считал федеральную республику. Будучи врагом эксплуатации и насилия над человеческой личностью, П.-и-М., начиная с 1850, активно боролся за ликвидацию рабства в исп. колониях и предоставление им права на самоопределение.Несмотря на утопичность обществ.-политич. взглядов П.-и-М., его программа отражала реальные проблемы, стоявшие перед исп. обществом, и идейно подготавливала назревавшую в стране бурж.-демократич. революцию.Соч. (кроме указ. в статье): La reacción у la revolucion, Madrid, 1854; Las nacionalidades, Madrid, 1877; Historia general de América, v. 1-2, Madrid, 1878-92; Las luchas de nuestros dias, Madrid, 1884; Las grandes conmociones politicas del siglo XIX en España, v. 1-2, Barcelona, (1932).А. Гонсалес. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое пи-и-маргаль
Значение слова пи-и-маргаль
Что означает пи-и-маргаль
Толкование слова пи-и-маргаль
Определение термина пи-и-маргаль
piimargal это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):