Советская историческая энциклопедия - плюрализм
Связанные словари
Плюрализм
(от лат. pluralis множественный) в историко-филос. науке отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. развития; в теоретико-познават. плане утверждение равноправности любой системы ист.
анализа (психологич., ценностной, формально-логич. и др.), что в конечном счете ведет к отрицанию существования единой (объективной) ист. истины. Являясь реакцией на все более открывающееся человеческому познанию действительное многообразие ист. процесса, на неспособность идеалистич. монизма (от гегельянства до теизма) дать науч.объяснение истории, выражая неприятие бурж. историографией марксизма с его материалистич. монизмом, П. приобрел с сер. 19 в. широкое (ныне господствующее) влияние в бурж. историко-филос. науке, не представляя при этом единой историко-филос. концепции.
Тезис о "многовариантности" ист. процесса, о бесчисленности путей ист. развития, составляющий гл. содержание П., не только отрицание монистич. взгляда на историю; он оборачивается отрицанием закономерности ист. развития. Этот тезис не имеет ничего общего с марксистским положением о многообразии форм и путей развития общества в пределах каждой обществ.-экономич. формации, о возможности сочетания в ту или иную ист. эпоху черт "соседствующих" формаций и т. д.В пределах общего для всех плюралистов признания множественности факторов, определяющих пути движения общества, различаются чисто идеалистич. направления (неокантианство, презентизм, экзистенциализм, циклизм) и направления, пытающиеся эклектически сочетать материалистич. и идеалистич. объяснения истории. Последние, выявляя и стремясь синтезировать материальные и духовные факторы, рассматривают их только в отношениях координации, но не субординации (синтеза исторического школа, в определенной мере позитивизм, бурж. структурализм). Коренная противоположность марксизма П.в этом отношении состоит в том, что, отнюдь не отрицая множественности факторов ист. развития, марксизм выделяет субординацию как определяющую форму их связи, а экономич. фактор (базис общества) как решающий в системе субординации (что отнюдь не означает невозможности выдвижения на первый план на определенных этапах такого фактора, как обществ.
сознание, идеология и т. д.).Е. Э. Печуро. Москва. .