Советская историческая энциклопедия - "святые"
Связанные словари
"святые"
мифич. или ист. лица, к-рым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются "благочестие", "праведность", "богоугодность", посредничество между богом и людьми. По существу "С." почитаются как боги низшего ранга; мн. из них приписываются специальные функции. Почитание "С." привносит в монотеистич. религии элементы многобожия.
Культ "С." восходит к культу предков; на его формирование в христианстве оказал большое влияние культ героев греко-рим. мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христ. пантеон в качестве "С.". Поместные соборы 4 в. Гангрский и Лаодикейский узаконили чествование "С."; учение о почитании "С." развивали церк. писатели 4 в. (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа "С." павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем, отказывающимся от почитания "С.". Церковь установила для каждого "С." день его памяти. Первоначально отдельные христ. общины имели своих "С.", затем причисление к "С.", введение культа нового "С.
" централизовались путем канонизации. В число "С." включались "мученики", "подвижники", "пострадавшие за веру", а также мн. папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (напр., Владимир Святославич, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, франц. король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания "С." (см. Жития святых). В визант. церкви канонизация осуществлялась церковью, утверждалась императорами, в католической с 1170 только рим. папами; в России общецерк. канонизация была введена в 16 в. и поставлена под контроль царя, со времени Петра I осуществлялась императорскими указами по представлению синода. В протестантизме "С." не признаются, однако в нек-рых протестантских течениях (напр., в лютеранстве) имеются элементы почитания "С." как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.В исламе культ "С." закрепился с распространением суфизма, прибл. с 10 в. Офиц. канонизация "С." отсутствует; обычно признание "святым" (вали, в Сев. Африке марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает еще при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как "С." первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние "мученики за веру".В исламе включаются в число "С." и нек-рые доисламские местные божества, ряд христ. "С.", эпонимы (родоначальники) нек-рых племен, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия "С."; имеется учение о скрытых "С.", живущих на земле при жизни каждого поколения, но ему неизвестных. Культ каждого распространяется по большей части лишь на определ.
р-н, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определ. секты или определ. суфийского ордена. Существует обширная агиографич. лит-ра. Против культа "С." как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время ваххабиты и нек-рые реформистские течения.Иудаизму чужд культ "С.", но в возникшем в нем в 18 в. течении хасидизме функциями "С." наделены по-существу цадики, к-рые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.Лит.: Ранович A., Происхождение христ. культа святых, М. Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, M., 1961; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культы святых в исламе, Грозный, 1958; Newman L. I. The hasidic anthology, N. Y., 1963. .