Советская историческая энциклопедия - тойнби
Связанные словари
Тойнби
1.(Toynbee), Арнолд (23.VIII.1852 9.III.1883) англ. историк и экономист. Окончил Оксфордский ун-т (1878), где с 1878 до своей смерти читал курсы политич. экономии и экономил, истории. В лекциях, с к-рыми он выступал перед широкой рабочей аудиторией в крупных пром. центрах, Т. отмечал растущую враждебность в отношениях между предпринимателями и рабочими, видя в этом серьезную опасность для социального мира, и призывал обе стороны сотрудничать. Т. предлагал также широкое проведение примирит. процедуры для предотвращения пром. конфликтов, а также нек-рые умеренные реформы рабочего законодательства и предусматривал в ближайшем будущем активное участие пр-ва в руководстве нац. экономикой. Эта программа, резко противоречившая традиц. "манчестерству" с его подчеркнутым невмешательством гос-ва в экономич. жизнь и в отношения между капиталом и трудом, объективно была направлена против роста влияния на рабочих социалистич. идей. После ранней смерти Т. курс, прочитанный им в ун-те, с приложением неск. публичных лекций был издан в 1884 под назв. "Промышленный переворот в Англии в 18 столетии" (рус. пер., М., 1898; 3 изд., М., 1924). Опираясь на обширные материалы, гл. обр. свидетельства современников, Т. дает картину коренных изменений в экономике и социальной структуре Англии под влиянием пром. переворота. От работ др. бурж. авторов эта кн. Т. выгодно отличается признанием резкого ухудшения положения широких масс, происшедшего в эти годы, и искренними симпатиями к трудящимся.Лит.: Milner A., A. Toynbee. A reminiscence, (L.), 1901.Я. А. Ерофеев. Москва.2.(Toynbee), Арнолд Джозеф (р. 14.IV.1889) англ. историк и социолог. Племянник А. Тойнби. Окончил Оксфордский ун-т. В 1919-55 проф. Лондонского ун-та (до 1925 но кафедре византиноведения, совр. греч. яз., лит-ры и истории, с 1925 всемирной истории). В годы 1-й и 2-й мировых войн сотрудник МИД Великобритании, чл. брит. делегации на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946. В 1925-55 науч. руководитель брит. Королев. ин-та междунар. отношений; редактор и соавтор ежегодно выпускаемых ин-том "Обзоров междунар. отношений" ("Survey of internatoinal affairs", L., 1925 65).Т.автор значит. числа работ, посвященных античной истории, истории междунар. отношений новейшего времени и др. Но осн. труд Т.12-томное философско-историческое соч. "Исследование истории" ("A study of history", v. 1-12, L., 1934-61; сокращ. изложение"A study of history" by A. Toynbee. Abridgement by D. С Somervell, v. 1-2, L., 1946-57), над к-рым он работал с 1927 и итоги к-рого подвел в кн. "Изменения и привычки" ("Changes and habits", L., 1966). Видное место, занимаемое Т. в зап. историографии (несмотря на то, что большинство ученых не приемлет его филос.-ист. концепции), определяется всемирно-ист. подходом, широким охватом огромного фактич. мат-ла, стремлением не только описать ист. развитие человечества, но и найти закономерности этого развития, наконец, активно выраженной тревогой за будущее человечества в условиях угрозы ядерной войны. Мировоззрение Т. сложилось под влиянием событий двух мировых войн, сделавших его активным пацифистом, и под влиянием глубокой религиозности, обусловившей его объективно-идеалистич. филос. позиции. В историко-филос. системе Т. сказалось влияние интуитивистской философии А. Бергсона и теории ист. круговорота О. Шпенглера: от первой Т. заимствовал трактовку движущей силы истории как непрерывного стремления ("прометеевского порыва") человеч. разума к слиянию с трансцендентным Универсумом; от второй концепцию о повторяемости "ритмов" истории как циклов развития цивилизаций. Филос.-ист. концепция Т. проделала известную эволюцию. Придерживаясь первоначально циклистских взглядов (см. Цикличности теории), Т. рассматривал историю как сумму параллельно и последовательно (синхронно и диахронно) развивающихся "цивилизаций", каждая из к-рых в своем развитии проходит сходные стадии от подъема к "надлому" (breakdown) и распаду, и генетич. связи между к-рыми играют второстепенную роль. Завершая "Исследование истории", Т. пересмотрел эту концепцию, придя к заключению, что все известные цивилизации (по 1-й классификации 31, по 2-й 34, включая т. н. недоразвившиеся и окаменевшие) ветви "единого древа истории": человечество в своем ист. движении имеет тенденцию к единству, и каждая из цивилизаций его частица; согласно этой концепции, всемирно-ист. развитие предстает как движение человечества от локальных единств (локальных цивилизаций) к конечной всеобщности единой всечеловеческой цивилизации. Т. неоднократно подчеркивал, что не является детерминистом. Тем не менее он признает наличие определенных закономерностей (тенденция к единству, повторяемость "ритмов" истории). Под последними подразумевается "пульсация" "ответов" цивилизации на "вызовы", встречающиеся на ее пути. Эти "вызовы" исходят ли они от природных условий, в к-рых развивается данная цивилизация, или имеют социальное происхождение или духовное (рассматриваемое Т. в конечном счете как религиозное) для Т. лишь разные формы воплощения тех "вызовов", с к-рыми обращается к человечеству надчеловеческий и надприродный Универсум, поиски единства с к-рым и есть (по Т.) развитие человечества, т. е. его история. Если "вызовы", согласно Т., направляют движение цивилизации, то воля человеческая все же его определяет, поскольку она свободна в выборе "ответов". Но "ответы" формулируются не человечеством в целом, а тем "творческим меньшинством" каждой из цивилизаций, к-рое ведет за собой инертное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Отрыв ведомых от ведущих приводит к потере последними положения "творческого меньшинства" и к превращению их в "господствующее меньшинство", в силу самого своего положения неспособное давать правильные "ответы". В результате цивилизация приходит в состояние кризиса и надлома, к-рые "господствующее меньшинство" пытается преодолеть с помощью насилия и войн. В этих условиях появляется тенденция к созданию универсальных, стремящихся к превращению в мировые, гос-в. Но именно в этих условиях выдвигается на первый план "пролетариат" обездоленная и (по Т.) "неорганическая" часть социальной системы, к-рая в условиях кризиса цивилизации противопоставляет неизбежному при господстве насилия духовному упадку вырабатываемые ею новые духовные ценности в форме той или иной (новой для данной цивилизации) высшей религии, т. е. берет на себя "ответы" в период кризиса и распада цивилизации. Только те цивилизации, к-рые прошли полный цикл развития, выполняют свою ист. миссию создают высшую религию, приближая человечество к слиянию с Универсумом. Движение к Универсуму осуществляется в ходе непрерывной борьбы между тенденциями к интеграции общества, обеспечивающими возможность его мирного, гармонического развития, и тенденциями к дезинтеграции, сопровождающимися насилием.Осн. метод, к-рым пользуется Т., сравнительно-исторический; сопоставимыми единицами истории (ее "монадами") он считает цивилизации, рассматриваемые как целостные системы, все структурные элементы к-рых (народы, гос-ва, экономика, культура и др.) взаимосвязаны и взаимозависимы. Основанием сравнения служит повторяемость процессов ("ритмов") развития. Используя этот метод, Т. первоначально вычленил в качестве осн. модели эллинскую (греко-римскую) цивилизацию, затем, убедившись в ее ограниченности, выделил ряд других, в частности китайскую, а в области религии также индийскую.В поисках общих тенденций всемирно-ист. процесса Т. рассматривает осн. этапы биологич. Развития человека, развития науки и техники, высших религий и политич. форм организации общества и приходит к выводу, что для первых двух характерен неуклонный прогресс (а для науки и техники, кроме того, и ускорение темпов развития). Что касается высших религий и политич. организации общества, то здесь Т. не находит ни непрерывности развития, ни нарастания его темпов, а лишь общую тенденцию к созданию универсального мирового гос-ва и универсальной мировой религии, к-рые могут, по мнению Т., сложиться только в условиях, созданных совр. наукой и техникой и только на основе добровольного выбора человечеством этого пути (создающего, по мнению Т., единственную возможность для человечества выжить перед лицом угрозы атомной войны). Такова историософско-утопическая система взглядов Т.Соч.: Nationality and the war, L., 1915; The place of mediaeval and modern Greece in history, L., 1919; The Western question in Greece and Turkey. A study in the contact of civilizations, L., 1922; Greek civilization and character, L., 1924; Christianity and civilization, L., 1940; Civilization on trial, N. Y. Oxf., 1948; War and civilization, L., 1950; World and the West, L., 1953; The concentration of power and the alternative before us, Sheffield, 1954; Hellenism. The history of a civilization, N.Y. L., 1959; The present-day experiment in Western civilization, Oxf., 1962; Cities of destiny, N.Y., 1967; Some problems of Greek history, L.,1969; Experiences, L.-(a. o.), 1969; Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада, "Новый мир", 1967, No 7; A bibliography of the works in English of Arnold Toynbee, сотр. by M. Popper, L.-N. Y., 1955.Лит.: Косминский Е. А., Реакц. историософия Арнольда Тойнби, в его кн.: Проблемы англ. феодализма и историографии средних веков, М., 1963; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурш, исторической мысли, М., 1959; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ереван, 1962; Anderle О., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M.-W., 1955; L'apport d'Arnold Toynbee, P., 1956; Toynbee and history, Boston, 1956; Ortega у Gasset J., Una interpretación de la historia universal en torno A. Toynbee, Madrid, 1960; Histoire et ses interprétations. Entretiens autour de A. Toynbee, P. La Haye, 1961.В. Э. Печуро. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое тойнби
Значение слова тойнби
Что означает тойнби
Толкование слова тойнби
Определение термина тойнби
toynbi это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):