Советская историческая энциклопедия - троица
Связанные словари
Троица
(греч. trias, лат. trinitas) 1) в христианском богословии специфич. обозначение бога. Согласно догмату о Т., бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями): бог-отец, бог-сын (Логос, или "Слово") и св. дух; все лица Т. равносущны (между ними нет элемента подчинения или зависимости) и все вечны. Догмат о Т. в филос. аспекте является выражением соотношения между сущностью и явлением, между единством и множеством.
Как религ. учение догмат о Т. попытка осмысления связи между "всеблагим и всемогущим богом" и материальным миром. Связь эта осуществляется, согласно христ. вероучению, через посредника Логоса, принявшего образ человека (Иисус Христос). В Новом завете нет термина "Т."; он впервые появляется у богословов кон. 2 в. н. э. (Феофил, Тертуллиан), учение о Т. было развито в 3 в. (Ориген). Идея троичности божества породила острую дискуссию в христ. церкви (т. н. тринитарные споры). Догмат о Т. был закреплен на 1-м Никейском (325) и 1-м Константинопольском (381) Вселенских соборах. Отрицали догмат о Т. многие секты (см. Антитринитарии). Нек-рые мистики (напр., иоахимиты) соотносили Т. с трехчастным членением всемирно-историч. процесса (эра отца, эра сына, эра духа).2) Т., или троицын день, принятое в православии назв. общехрист. праздника, приходящегося на 50-й день после пасхи, иначе называется пятидесятницей (так же, как во всех др.христ. вероисповеданиях). В католицизме называют троицыным днем (dies trinitatis) воскресенье, наступающее через неделю после пятидесятницы. Праздник связан с легендой о сошествии св. духа на апостолов и о получении ими "дара языков" в предвестие вселенской проповеди христианства. Символика троицына дня связывалась иногда на Руси с идеей нац.
сплочения, на ср.-век. Западе с идеей социального обновления (напр., у последователей Иоахима Флорского). .