Советская историческая энциклопедия - уинстэнли
Связанные словари
Уинстэнли
Оно состоит из трех тесно связанных между собой компонентов: обоснования закона социальной справедливости (своеобразная "программа-максимум"), обоснования необходимости осуществления демократич. агр. переворота ("программа-минимум") и проекта "Свободной Республики" учреждения в совр. ему Англии свободной ассоциации тружеников взамен эксплуататорского строя.
"Новым законом справедливости" назвал У. общество без классов, состоящее из одних только тружеников, не знающее частной собственности (прежде всего на землю, все еще остававшуюся осн. условием тогдашнего произ-ва), без денег, купли-продажи, работы по найму, имущих и неимущих. "Новый закон справедливости" резюмируется словами: "работайте вместе и вместе ешьте (свой) хлеб".
Для победы этого "закона" требовалось, по мнению У., продолжит. время (она связывалась им с "внутренним просветлением" имущих), поэтому им выдвигалась программа более непосредственная и реалистическая демократич. агр. переворота в процессе происходившей революции. Двумя осн. пунктами этой программы являлись: повсеместное разрешение бедным безвозмездно обрабатывать общинные пустоши в свою пользу и освобождение копигольда из-под власти манориальных лордов и превращение его во фригольд. Осуществление демократич. агр. переворота У. считал непременным условием победы республики над монархией. Если же будет сохранена власть лендлордов, предупреждал У., то реставрация монархии станет лишь вопросом времени. Возглавленное У. выступление диггеров весной 1649 знаменовало кульминац.пункт развития революц.-демократич. движения в Англии сер. 17 в. Основанная им в это время колония близ местечка Кобем наглядный пример захвата бедняками явочным порядком общинных пустошей как их "справедливой доли в одержанной победе". После окончат. разрушения лендлордами и их наемниками колонии (весна 1650) У. пишет свое идеологич.
завещание коммунистич. утопию "Закон свободы" (1652). В форме готовой конституции в ней рассматриваются различные стороны социального и политич. строя общества, в к-ром установлено истинное равенство. Он впервые отчетливо связывает идеалы коммунистич. общества с социальными чаяниями бедняков-тружеников, а свободу гражданина мыслит прежде всего как свободу его от нужды.Отчаявшись в способности народных низов завоевать этот строй собственными силами, У. передает свой проект на усмотрение О. Кромвеля (к-рому посвящает свое соч.). Хотя У., как и все социалисты-утописты, не видел глубокой противоречивости подобного акта, тем не менее он сумел разглядеть еще на заре бурж. строя нек-рые условия подлинного освобождения трудящихся.
Соч.: The works..., ed. by G. H. Sabine, Ithaca N. Y., 1941; в рус. пер. Избр. памфлеты, М. Л., 1950.Лит.: Стальный В., Утопия Дж. Уинстэнли, "ИЖ", 1942, No 3-4; Сапрыкин Ю. М., Социально-политич. идеи диггеров, "Вестник МГУ, серия историко-филологич. наук", 1959, No 2; Барг M. A., Народные низы в англ. революции XVII века, М., 1967 (библ.). См. также лит. при ст. Диггеры.М. А. Барг. Москва. .