Поиск в словарях
Искать во всех

Юридический словарь - аристотель правовые и политические взгляды

Аристотель правовые и политические взгляды

(384-322 гг. до н.э.) один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона. А. родился в эллинском городе Стагире (восточное побережье п-ва Халкидика), поэтому в литературе его иногда называют Стагиритом. В 17 лет приехал в Афины, учился там, а затем преподавал в платоновской Академии.

В 347 г. до н.э. А. основал свою философскую школу Ликей (лицей). А. написал большое количество произведений, но многие из них утеряны. Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся работы, как «Политика», «Афинская политая» и «Этика». Государственно-правовая проблематика рассматривается А. с позиций идеального понимания греческого полиса (города-государства), в котором происходит политическое общение людей свободных и равных. Государство возникло, подобно семье и селению, в результате естественного развития. Семья и селение это первичные формы общения людей, государство высшая форма общения, которая объединяет все остальные. В государстве все формы общения достигают своей цели (блага) и получают завершение. Человек существо политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. А. считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у которых не развита человеческая природа, не способны создать политическую форму жизни. В этом проявилась эллиноцентристская позиция А. Гражданином может быть только тот, кто «обладает совокупностью гражданских прав», может участвовать в отправлении функций законосовещательной и судебной власти государства. Определение государства зависит от понятия гражданина. С этой точки зрения государство достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина (отсюда вывод А., что с изменением понятия гражданина и соответственно формы государства изменяется само государство). Критерием определения формы государства у А.является верховная власть. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, А. делит формы государства на правильные и неправильные. В государствах правильных форм правители руководствуются общественной пользой, неправильных личными интересами. Согласно А., возможны шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные.

Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны: монархия (или царская власть) правление одного; аристократия правление немногих (но более одного) и полития правление большинства. А. считает последнюю самой правильной формой. Все остальные формы отклонения от политии. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития «средняя» форма государства, основанная на «среднем элементе» наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве.

Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные: тиранию, олигархию, демократию. А. критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрением относится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на примирении богатых и бедных.

Тирания наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности: она не направлена на защиту интересов подданных и всегда возникает против их желания. Олигархия вырожденная форма аристократии, считает А. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных. Отсутствие равенства, по А., есть та причина, по которой происходят в государстве междоусобицы и мятежи. Когда в обществе нарушается относительный характер равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают перевороты. Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо количественным равенством, либо равенством по достоинству. В демократии относительное равенство влечет за собой абсолютное равенство, а в олигархии, наоборот, относительное неравенство вызывает неравенство абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам. А. предлагает свой проект идеального государства, который он противопоставляет отвергнутым теориям государственного устройства (Платона, Фалея Халцедонского и др.

), а также осужденным формам реально существовавших в его время государств. В «Политике» (гл. II кн. I), характеризуя идеальное государство, А. говорит о большом числе рабов в нем. При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами. Рабы даже не входят в состав аристотелевского государства; они его экономическая и социальная предпосылка, но не признанный политический элемент.

Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, «толпа матросов». Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению и к морю, и к материку. Земля в государстве делится на две части: для общего пользования и для частного владения граждан. Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению А., должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы досуг». А. высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права. Эту мысль развили в дальнейшем критики войны и сторонники «вечного мира», в частности немецкие мыслители Кант и Фихте. У А., как и у Платона, справедливое и законное совпадают. Право это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми.

«Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения», полагал А. Право вообще А. называл «политическим правом», так как неполитическое право невозможно. Право вообще, по А., отсутствует в неполитических формах правления, например в деспотиях.

Политическое право бывает двух видов естественное и условное (волеустановленное). В учении А. эти два вида различаются между собой, но оба относятся к политическим явлениям. Естественное право А. определяет как такое, которое «везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его». К условному праву А. относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи (обычное право). Под условным правом у А. понимается все то, что позже стало обозначаться термином «позитивное (положительное) право». В концепции А. существенным качеством закона признается его соответствие праву и политической справедливости. «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. А. считал, что правители подвержены чувствам, закон же «уравновешенный разум». Историческая заслуга А. заключается в попытке энциклопедического охвата действительности и систематизации ее в учении о государстве и праве. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое аристотель правовые и политические взгляды
Значение слова аристотель правовые и политические взгляды
Что означает аристотель правовые и политические взгляды
Толкование слова аристотель правовые и политические взгляды
Определение термина аристотель правовые и политические взгляды
aristotel pravovye i politicheskie vzglyady это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):