Юридический словарь - гроций (gotius) гуго де гроот
Гроций (gotius) гуго де гроот
Г. соглашается с Аристотелем в том, что закон в узком смысле все-таки относится к волеустановленному праву, и называет его «повелением» и «законным правом». Законы это средства, с помощью которых осуществляются права. Г. утверждает, что «право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь».
Г. прямо не высказывался о необходимости общественного договора для создания государства, но его суждения о «заключении союза» отдельными «рассеянными семействами против насилия» позволяют считать его сторонником идеи договорного происхождения государства. Г. поддерживает мысль Аристотеля и Цицерона о целях создания государства.
Оно появляется «ради соблюдения права и общей пользы». Гражданская власть в государстве является верховной, суверенной. Общий носитель верховной власти государство, «совершенный союз». Собственно носителем власти может быть как одно, так и несколько лиц. Г., таким образом, затрагивает проблему распределения функции между вообще публичной властью и отдельными ее институтами. Государство и составляющий его народ Г. считает явлениями равнозначными, но при этом отрицает право во всех без исключения случаях призывать государей к ответу. Более того, Греции сравнивает государственную власть с частной собственностью и приходит к выводу о возможности приобретения власти таким же образом, как и права собственности.Законной государственной формой является такой политический порядок, в котором между монархом и подданными складываются патримониальные отношения. Таким образом, во взглядах на государство у Г. появляются неизбежные противоречия. Ему тяжело было освободиться от влияния идеологии феодального средневековья. Г. разработал систему положений, с помощью которых народы должны строить свои взаимоотношения.
Это было сделано Г. впервые с позиций прогрессивной в то время буржуазии. Основное положение заключалось в том, что народы должны руководствоваться не силой, а правом и справедливостью. Нормы «права народов» создаются стремлениями государств для пользы «обширной совокупности» сообщества людей. Г. понимал, что войн избежать нельзя, но он разделял их на справедливые и несправедливые. Причем одни считаются дозволенными, а другие осуждаются. Военные действия для самозащиты и т.п. являются справедливыми. Они отвечают на совершенное правонарушение. Захватнические, грабительские войны несправедливы. При этом Г. призывал воюющие стороны смягчать ужасы войны, т.е. щадить стариков, детей и женщин, хорошо обращаться с военнопленными, не допускать истребления имущества другого народа и т.п., не упускать из виду возможность заключить мир. Это очень важно, по мнению Г., так как мир является главной целью. Для анализа проблем государства и права Г. выбирает умозрительный путь научного познания. В «Трех книгах о праве войны и мира» Г. использует большое количество цитат из работ других юристов, политиков, философов, изречений из Библии, приводит исторические примеры. Но только для того, чтобы подтвердить правильность суждений, полученных Г.дедуктивным методом. В рассуждениях о праве он абстрагировался от отдельных фактов. Этот строго логический метод использовался и другими учеными, как современниками, так и последователями Г. .