Юридический словарь - новгородцев павел иванович
Новгородцев павел иванович
Методологической опорой философ-ско-правовых воззрений Н. служило неокантианство, с которым был связан его переход к "системе нравственного идеализма". Вместе с тем разработанная Н. концепция философии права опиралась на принцип личности, заимствованный у Сократа и обогащенный пониманием постоянного стремления личности к нравственном у совершенствованию. Понятие естественного права, как подчеркивал Н.,всегда определялось через противопоставление праву позитивному (воплощенному в законах). Оно воспринималось, с одной стороны, как совершенная (идеальная) норма, а с другой как норма неизменная, обусловленная самой природой. Особенности естественного права Н. видел в стремлении к философскому осмыслению сущности права и его нравственных критериев. С помощью естественного права Н. обосновывал неотчуждаемые права личности, призывал "к усовершенствованию реформ во имя нравственных целей".
В отличие от Л. Петражицкого Н. отстаивал мысль о том. что право и нравственность сосуществуют в тесном единстве. Он объяснял это следующими обстоятельствами:
а) право и нравственность образуют единую сферу идеального и должного, которая не может предполагать раздвоение человеческого идеала:
б) право и нравственность имеют одинаковую конечную цель воплощение идеи справедливости и добра;
в) данная цель может быть осуществлена только на основании единого принципа личности.
Существенное место в теоретических разработках Н. занимало философское обоснование концепции правового государства новейшего времени, в рамках которого можно выделить следующие основополагающие идеи:
а) признание дуализма права, т.е. его деления на право положительное (позитивное) и естественное(субъективное):
б) учение о нравственной личности как высшей норме права и подлинной основе построения правового государства;
в) идея единства власти и необходимости разделения властей:
г) принцип законности, "господство знающих" и естественное подчинение им всех остальных субъектов права:
д) цель такого государства "не гармония общественного совершенства. а свобода бесконечного развития". Именно в стремлении к "общественному совершенству" Н. видел главный недостаток учений о правовом государстве, который он определял как рациональный утопизм. Следствием последнего Н. считал появление теорий.социализма и анархизма, построенных на абсолютизации роли абстрактного научного мышления. Являясь противником научного социализма, Н. в своих работах по общей теории права обосновывал необходимость борьбы за конституционно-демократические преобразования в России.
К сожалению, абсолютизация духовного начала в учении о личности не позволила Н. по справедливости оценить социально-экономические, политические и другие факторы общественного развития. Тем не менее концентрация на проблемах нравственного становления личности позволила Н. достаточно полно и последовательно охарактеризовать эвристические возможности связи этического начала с философско-правовыми воззрениями.
Соч.; Историческая школа юриспруденции, ее происхождение и судьба (1896');
Из лекций по общей теории права (1904);
Введение в философию права; Государство и право(1907); Вехи(1909); Кризис современного правосознания (1911); Об общественном идеале (1917) и др.
Лит.: История политических и правовых учений. XX в. М., 1995; Медушев-ский А.Н. Русские правоведы. Мир источниковедения. М., 1994.
Жуковская Н.Ю.