Поиск в словарях
Искать во всех

Политический словарь - баруди галимджан (галимзян) мухамметзянович

Баруди галимджан (галимзян) мухамметзянович

(аль-Баруди; настоящая фамилия Галиев) (2 февраля 1857, деревня Малые Ковали Ковалинской волости Казанского уезда Казанской губернии, – 6 декабря 1921, Москва). Из купеческой семьи. Образование получил в медресе в Казани и Бухаре. Под руководством Баруди (с 1881) медресе "Мухаммадия" в Казани стало известным и за пределами России. Выступал за реформу мусульманской школы; автор многих школьных учебников, учёный-богослов (сочинения многократно переиздавались), имам одной из мечетей в Казани. Пользовался авторитетом среди мусульман. Стремился к модернизации ислама. На 3-м Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде ( август 1906) избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации духовного управления мусульман, член ЦК партии "Иттифак-аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Главный редактор журнала " Религия и Нравственность" (Казань, 1906 – 17, на татарском языке). В 1907 за противоправительственную деятельность и революционную пропаганду арестован, в 1908 выслан на два года в Вологодскую губернию После ссылки жил в Берлине, Стамбуле, Каире, Мекке и других городах, затем хатыб (проповедник) Соборной мечети в Казани. После Февральской революции 1917 на 1-м Всероссийском съезде мусульман в Москве (май) избран муфтием, впервые в истории России победившим на свободных выборах (до революции муфтий назначался правительством). В связи с этим 19 мая "Уфимский Вестник" сообщил, что муфтием стал "известный мусульманский учёный и богослов, при царском строе пострадавший за свои политические убеждения...".

Возглавил ведомство (министерство) духовных дел Центрального национального управления тюрко-татарских мусульман Внутренней России и Сибири (Милли идарэ) [создано на Национальном парламенте мусульман Внутренней России и Сибири ( Милли меджлис) в Уфе 20 ноября 1917 – 11 января 1918]. Выступал за культурно-национальную автономию мусульман Внутренней России и Сибири, за отделение религии от государства.

По постановлению Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР и Татаро-Башкирского комиссариата от 21 апреля 1918 Милли идарэ было ликвидировано, а Центральному духовному управлению мусульман Внутренней России и Сибири, при условии невмешательства в политические дела, предоставлялось право самостоятельного учреждения, ведающего религиозными делами. Духовное управление (во главе с Баруди) распространило 25 апреля прокламацию, подписанную Баруди и другими членами управления, с категорическим протестом против роспуска Милли идарэ. Баруди с некоторыми членами бывшего Милли идарэ выехал в Петропавловск (Акмолинская область).

В марте 1919, когда Уфа была вновь занята белыми, вернулся в Уфу. После прихода Красной Армии в июне был арестован, затем освобождён и продолжал выполнять обязанности муфтия. Находясь в Москве в связи с организацией помощи голодающим, заболел и вскоре умер. Литература: Валидов Д., Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917), М.

–П., 1923; Давлет Н., Г. Баруди – просветитель и реформатор, ”Татарстан", 1991, № 7. С.М. Исхаков. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое баруди галимджан (галимзян) мухамметзянович
Значение слова баруди галимджан (галимзян) мухамметзянович
Что означает баруди галимджан (галимзян) мухамметзянович
Толкование слова баруди галимджан (галимзян) мухамметзянович
Определение термина баруди галимджан (галимзян) мухамметзянович
barudi galimdzhan (galimzyan) muhammetzyanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):