Политический словарь - булгаков сергей николаевич
Булгаков сергей николаевич
(16 июня 1871, г. Ливны Орловской губернии, 13 июля 1944, Париж). Сын священника. В 1885 88 учился в Орловской духовной семинарии, в 1890 94 на юридическом факультете Московского университета. Увлёкся марксизмом. Первая книга Булгакова "О рынках при капиталистическом производстве" (М., 1897). С 1901 в Киеве, профессор Политехнического института и приват-доцент университета.
В это время происходит переход Булгакова от материализма к "нравственному идеализму" ("От марксизма к идеализму", СПб., 1903). В работах по аграрному вопросу отстаивает теорию устойчивости крестьянского хозяйства (" Капитализм и земледелие", том 1 2, СПб., 1900). Под влиянием идей В.C. Соловьёва, Ф.М. Достоевского происходит эволюция взглядов Булгакова к религиозному мировоззрению в духе христианского социализма. С 1904 совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал "Новый Путь", с 1905 "Вопросы Жизни". В 1906 переехав в Москву, работал в Московском университете (приват-доцент), участвовал в организации Религиозно--философского общества. Депутат 2-й Государственной Думы от Орловской губернии в качестве "независимого христианского социалиста"; Булгаков был поражён "невежественностью, никчёмностью этого собрания" ("Автобиографические записки", Париж, 1946, с. 80), после чего окончательно разочаровался в политической деятельности.Позиция культурного консерватизма, занятая Булгаковым, нашла отражение в статье "Героизм и подвижничество" ("Вехи", 1909), направленной против гордыни "человекобожества" русской интеллигенции, а также в сборнике статей "Два града. Исследования о природе общественных идеалов" (М., 1911). После Февральской революции 1917 трагически переживал падение самодержавия "мистической священной Государственной Власти" как "государственной вселенской идеи" ("Автобиографические записки", с.
74 75), "видел и чувствовал, что пришёл красный Хам, что жизнь становится вульгарной и низкой и нет уже России" (там же, с. 91). 16 марта выступил перед московскими писателями на собрании в Художественном театре и, противопоставляя "свободу отрицательную", ведущую к "зоологическому засилию "интересов" "свободе творчества и ответственности, духовного достоинства", отмечал, что "дело освобождения не может оставаться только внешним политическим актом, оно должно стать и духовным подвигом, творческим деянием русского народа" ("Русская Свобода", 1917, № 2, с.
12 13). 25 мая определением Святейшего Синода Булгаков включён в состав Предсоборного совещания для подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви. В речи на Всероссийского съезде духовенства и мирян в Москве 4 июня подчёркивал, что православие, освободившееся от "соблазна" "неразрывной связи с самодержавием", стоит перед новым искушением "поклониться новому идолу демократии", которую Булгаков противопоставлял церковной соборности ("Христианская Мысль", 1917, № 7 8, с.116). Задачу церкви видел в том, чтобы преодолеть соблазн демократии и не пойти ни за католичеством, которое... стало властью, ни за протестантством, которое церковь растворило в демократии" (там же, с. 116). Как отмечал В.В. Зеньковский, "церковная по своему существу речь... была съездом воспринята... как чисто политический выпад против демократии" (там же, с.
119). С конце 1917 был занят исключительно участием в работе Священного Собора Православной Российской Церкви, выступал за восстановление патриаршества. После Октябрьской революции составил 8 ноября по поручению Собора воззвание, долженствовавшее "осудить перед лицом народа выступление большевиков и поругание ими святынь Кремля".
В воззвании подчёркивалось, что последствиями "развязанного братоубийства" будут "вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов смещение языков и ожесточённая ненависть братьев" ("Деяния Священного Собора", Петроград, 1918, книга 3, с. 186). Булгаков призывал народ "оставить безумную и нечестную мечту лжеучителей, призывающих осуществление всемирного братства путём всемирного междоусобия" (там же, с. 187). 13 ноября выступал докладчиком о правовом положении церкви в государстве. В устном выступлении и в одобренной большинством Декларации утверждал, что церковь должна строить отношения с государством "не практически или исторически, но по вечным заветам своего бытия... не считаясь с изменчивым положением государства" (там же, том 4, с.6), поэтому "должно быть осуждено, отвергнуто и признано абсурдным то, что называется отделением церкви от государства" (там же, с. 8). В сборнике "Из глубины" (М. П., 1918; издание было запрещено; опубликовано в СССР в 1990) поместил философско-публицистическую работу "На пиру богов. Современные диалоги", где, подводя итоги революции, как всеобъемлющего культурного кризиса, утверждает, что "с оцерковлением русской жизни только и может быть связана надежда на культурное возрождение России", поскольку "пролетарская культура" оказывается "бессильна и бесплодна... по всей линии, и прежде всего в самом жизненном для неё вопросе дисциплины труда" (с.
129). 9 июня 1918 по благословению патриарха Тихона Булгаков принимает духовный сан и уходит из Московского университета. В июле переезжает в Крым; профессор политической экономии и богословия Таврического университета (Симферополь), после разгрома войск генерала П.Н. Врангеля протоиерей ялтинского собора. 17 декабря 1922 выслан из России в Константинополь. Занимался преподавательской деятельностью в Праге и Париже. В 1930-е гг. участвовал в экуменическом движении. В годы второй мировой войны активно протестовал против насилия фашизма, благословил на участие в Движении Сопротивления своих духовных детей Е.Ю. Кузьмину-Караваеву (Мать Мария) и священника Д. Кляпинина. Сочинения: Свет невечерний, Сергиев Посад, 1917; Философия имени, Париж, 1953; Софилогия, Париж, 1978. Литература: Зандер Л., Бог и мир. Миросозерцание о. С. Булгакова, т. 1 2, Париж, 1948; Профессор протоиерей С. Булгаков, в книге: Богословские труды, сб. 27, Москва, 1986. Н.Л. Соколов. .