Поиск в словарях
Искать во всех

Политический словарь - цепляк ян (иоанн) гиацинт

Цепляк ян (иоанн) гиацинт

(17 августа 1857, город Домброва Бендинского уезда Келецкой губернии, – 17 февраля 1926, Пассаис, США; похоронен в Вильно). В 1878 окончил семинарию в Кельцах. Специализировался в Духовной академии в Петербурге, с 1889 стал заниматься догматической теологией. Был библиотекарем Духовной академии. В 1897 власти воспрепятствовали ему стать ректором Духовной семинарии в Кельцах.

В 1909 стал председателем духовной коллегии в Петербурге, с этой должности был уволен за пропольскую деятельность. С 1914 администратор Могилёвского епископства. В годы первой мировой войны занимался миссионерской и благотворительной деятельностью. Первый епископ Войска польского. После Февральской революции 1917 управлял Могилёвским архиоцезом, в состав которого входила вся территория России.

(В России насчитывалось 1630 тысяч католиков и 900 священнослужителей – см.: Максим-Мурен, Ватикан и СССР, пер. с франц., М., 1966, с. 21.). 4 марта издал циркуляр № 1170 ко всему римско-католическому духовенству Могилёвской архиепархии и Минской епархии: "После долгих лет бесправия Россия вступила на новый путь, предвещающий стране свободу, счастье и процветание. Старая власть отошла, уступив место возникшему по почину Государственной Думы Временному правительству, признанному единодушно всей страной и пользующемуся её доверием. В начертанной Временным правительством программе его деятельности среди прочих задач возвещена амнистия по политическим и религиозным делам, свобода совести, собраний и союзов... отмена религиозных ограничений... Призываю римско-католическое духовенство Могилёвской архиепархии и Минской епархии и всех католиков подчиниться Временному правительству, сплотиться воедино в дружной работе для общего блага..." ("Слово Истины", 1917, № 52, с.

636). Впоследствии Цепляк писал: "Мы очень надеялись на революцию, которая дала нам свободу. При старом строе мы были связаны и была ограничена наша религиозная свобода" (Николаев Н.Н., Восточный обряд, Париж, 1950. с. 60). 18 марта в Петрограде приветствовал освобождённого из ссылки униатского митрополита А. Шептицкого. 14 мая епископ Виленский барон Э.

Рооп и Цепляк отправили телеграмму Святейшему престолу с просьбой ходатайствовать перед австрийским императором о помиловании осуждённого православного священника Н. Рыжова (этот священник православной церкви в Праге и Карлсбаде был впоследствии помилован и возвращён в Россию). Временное правительство 25 апреля предоставило Римско-католической церкви, её орденам и организациям право религиозной пропаганды, а законом от 8 августа регулировались отношения государства с Римско-католической церковью. 14 сентября Цепляк издал воззвание к "преподобному духовенству Могилёвской архиепархии и Минской епархии": "В Российском государстве настала для церкви желанная свобода... Широко открывается перед нами поле для работы? Организация религиозных и общественных союзов, создание католических школ, дело пропаганды, возобновление... проповедничества, противодействие лозунгам и партиям переворота – это ещё не все задачи, которые в данный момент налагает на нас Бог, исполнения которых ждут от нас церковь и народ... Область веры не менее других поддаётся организации и не менее других в организации нуждается... Без организации немыслимо ни вырвать людей из сетей партий переворота, ни вести систематическую борьбу с лагерем Бога и порядка... Главное – создать орудие, создать ядро организации.

А когда рамы будут готовы, их можно заполнить содержанием разного характера с большей для службы Господней пользой..." (Островский Я., Терциары и католическая контрреволюция, перевод с польского, М., 1930, с. 28 – 31, 34, 35). Для руководства работой ксендзов по созданию и ведению сети приходских организации и католических обществ при епископской канцелярии в Петрограде был открыт общественный совет для информации и директив в области союзной жизни архиепископства.

Цепляк пытался создать католическую политическую партию: "Сделать из прихода то, чем он должен быть: живым, энергичным и дисциплинированным отрядом великой боевой линии воинствующей церкви" (там же. с. 33). 16 сентября он писал, что стремится к усилению Третьего ордена Святого Франциска; в перспективе он видел в Третьем ордене, состоящем из мирян, боевой отряд Римско-католической церкви, выступающий против России и угрожающий всему миру большевизма" (Винтер Э.

, Политика Ватикана в отношении СССР, М, 1977, с. 72). После Октябрьской революции Цепляк был склонен думать, что католицизм будет располагать большей свободой под управлением Советов, чем царской власти и власти Временного правительства.

На собрании римско-католического духовенства в Петрограде в 1918 Цепляк обратился к ксендзам с речью, в которой отмечал, что необходимо энергично вести дело за религиозное воспитание, поколебленное во время революции, требовал, чтобы ксендзы добивались открытия католических школ, а также курсов при костёлах. В Петрограде нелегально издавался журнал "Хроника Могилёвской Епархии".

Цепляк потребовал создания при нём ЦК для руководства нерешительной политикой прихожан. На собрании был зачитан реферат "Об отношении церкви к коммунизму", в котором рекомендовалось произносить проповеди в костёлах с предупреждением верующих о грозящей им опасности со стороны коммунизма (см: " Революция и церковь", 1923, № 1 – 3, с. 104 – 05). В апреле Цепляк получил указание от представителя Ватикана в Варшаве, что папа против заключения каких-либо договоров с Советскими властями (см.: Винтер Э., указанное сочинение, с. 102 – 03). В 1919 Цепляк стал архиепископом, Могилёвским митрополитом, коадъютором (заместителем епископа, при длительной неспособности последнего исполнять свои обязанности), так как католический митрополит Э.

Рооп был арестован и выслан в Польшу. В 1920 за антисоветскую проповедь был арестован Петроградской ЧК, после признания им Советской власти освобождён (см.: "Революция и церковь", 1923, № 1-3, с. 102). В 1922 был снова арестован. На процессе в 1923 признан виновным "в сознательном руководстве... контрреволюционными действиями организации католических священников, направленной к ...восстановлению старых имущественных прав и провоцированию прихожан к выступлению против Советской власти" (там же, с.

103), приговорён к расстрелу. По ходатайству о помиловании и в результате многочисленных протестов мировой общественности расстрел был заменён 10 годами тюремного заключения (см. там же, с. 111 – 13). В 1924 Цепляк был освобождён и выслан в Польшу. С 1925 в США, 14 декабря 1925 назначен митрополитом. Литература: Encyktopedia Katolicka, t. 3, Lublin, 1979. М.Е. Голостенов.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое цепляк ян (иоанн) гиацинт
Значение слова цепляк ян (иоанн) гиацинт
Что означает цепляк ян (иоанн) гиацинт
Толкование слова цепляк ян (иоанн) гиацинт
Определение термина цепляк ян (иоанн) гиацинт
ceplyak yan (ioann) giacint это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):