философ, экономист, публицист,
автор концепции «крестьянского общинного социализма». Ч. был центральной фигурой русского революционного движения в предреформенный и послереформенный периоды. Ч. ставил и стремился решить проблему возможности перехода от феодализма к социализму без капиталистической стадии развития. В отличие от А.И. Герцена Ч. полагал, что все страны должны перейти к социализму и в переходный период могут существовать все формы собственности,
конкуренция между которыми выявит преимущество общественной собственности. На Западе, по его мнению, государственная
собственность с общинным производством возникнет эволюционно на основе подготовленной частной собственностью экономической базы: густоты населения, развития рынков и машинного производства. Россия же, сохранившая крестьянскую общину, может миновать стадию капитализма, используя экономический опыт стран Запада и общинные навыки коллективного хозяйствования. На вопрос «Что делать?» Ч. дал свой ответ, связав осуществление социалистического идеала с крестьянской революцией, правда, тщательно подготовленной пропагандой социалистических идей в массах. Ч. был противником стихийных, бунтарских выступлений, убежденный в их бесплодности. Необходимое условие успешной народной революции — это ее «надлежащее направление», которое под силу осуществить только организации революционеров, способных подготовить
народ к сознательным революционным действиям, пусть и «кровавым». Ч., т.о., открыл путь для соединения социалистической теории с революционной практикой. Из факта общественно-политической мысли
социализм становился фактором революционной борьбы. Ч, поднял вопрос об общине, как вопрос политический, злободневный, как вопрос о путях дальнейшего развития русского государства. И здесь его
приоритет несомненен. В. И. Ленин писал, что от сочинений Ч. веет духом классовой борьбы. И действительно, даже среди революционных российских идеологов Ч.
выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. В этической части своих рассуждений Ч. придерживается принципа «разумного эгоизма», в соответствии, с которым поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями.
Личное счастье должно сочетаться с общим благополучием, «одинокого счастья нет». Единственно приемлемой формой правления для России Ч. считал республику, причем подлинное народовластие он признавал возможным только после совершения крестьянской революции. Демократический конституционный строй рисуется ему как распространение на все государственные управления принципов крестьянской мирской власти, мужицкого самоуправления, когда во главе государства стоит «народный староста».
.