Поиск в словарях
Искать во всех

Политический словарь - цивилизационный подход в политологии

Цивилизационный подход в политологии

базируется на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динамику развития. Соответственно цивилизационный подход требует при изучении политической организации определенного общества рассматривать в первую очередь цивилизационную, национально-культурную специфику политической жизни.

Зарождение данного подхода связано с работами выдающего русского мыслителя и естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского (1822 1855). В своей работе "Россия и Европа" (1869) он впервые в политической науке разработал и теоретически обосновал идею обособленных, локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций), взаимоотношения которых строятся подобно живым организмам.

Культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, проходя при этом естественно предопределенные стадии становления, возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Всего Данилевский выделяет 10 существовавших и существующих цивилизаций, имеющих самостоятельную ценность.

Каждый культурно-исторический тип формирует собственные идеалы, на основании которых строится политическая система общества. Таким образом, мировая история представляет собой постоянную смену вы цивилизаций и сопутствующих им политических норм. В ХХ веке цивилизационный подход получил дальнейшее развитие в исследованиях немецкого философа и публициста О.

Шпенглера (1880 -1936) и английского политолога А.Д.Тойнби (1889 1975). Так, Шпенглер, в широко известной работе "Закат Европы" выделяет 9 локальных культур, включающих собственные политические образования. Тойнби в своем труде "Цивилизации перед судом Истории", вышедшем в конце 1940-х, выделяет 21 (позже 13) самодостаточных региональных цивилизаций.

Основные элементы цивилизационного подхода присутствуют в работах немецкого мыслителя К.Ясперса "Смысл и назначение истории". Практически все исследователи, придерживающиеся данного подхода, полагают, что каждая локальная цивилизация проходит в своем своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой.

Считая социально-политические процессы, происходящие в цивилизациях аналогичными, учёные пытаются вывести на этом основании некоторые формальные законы повторяемости общественного развития. В период зарождения (конец 19 начало 20 в.) цивилизационный методологический подход не получил широкого признания в политической науке, расцениваясь как "исключение из правил".

Но со временем, особенно после 2-й мировой войны. Он смог раскрыть свой аналитический потенциал. Политический процесс во многих регионах планеты с достаточной точностью подтверждал выводы и прогнозы последователей цивилизационного подхода. К примеру, это некоторая утрата политических позиций Европы и переход мирового лидерства к США, СССР, Китаю. В настоящее время цивилизационный подход имеет заметное влияние в политологии. Он нередко доминирует в геополитических исследованиях. На цивилизационный подход опирались теоретические работы князя Н.С.Трубецкого "Европа и Человечество", П.Н.Савицкого "Географические и геополитические основы евразийства", созданные еще в 20-х 30-х годах. Сегодня цивилизационного подхода придерживается заметный американский политолог Самуил Хантингтон, автор теории "Столкновения цивилизаций". Хантингтон высказывает предположение, что вместе с идеологической победой Запада в конце ХХ в. на первый план выходят более глубинные противоречия цивилизационного характера.

Американский исследователь выделяет 8 существующих цивилизаций: Западная, Славяно-Православная, Конфуцианская, Японская (Тихоокеанская), Исламская, Индуистская, Латиноамериканская, Африканская (потенциальная). С.Хантингтон выдвигает концепцию "The West and The Rest" "Запад и Все остальные", альтернативную теории "Конца Истории" и "Единого Мира".

В перспективе Хантингтоном отмечается возможность столкновения Запада с Конфуцианской и Исламской цивилизациями. Цивилизационный подход представлен в работах современных отечественных геополитиков, в частности в исследованиях А.Г. Дугина и Э.А. Позднякова. В конце 20 в., наблюдается резкое повышение интереса к религиозной и цивилизационной идентификации в различных регионах мира, что, конечно, окажет воздействие и на политические процессы.

Следовательно, цивилизационный подход в политологии приобретает новую актуальность. На основе данного методологического подхода, по мнению ряда исследователей, возможно сформирование универсальных комплексных моделей, учитывающих множество факторов и с высокой точностью отражающих политический процесс. В свою очередь, это станет реальным совершенствованием сферы стратегического планирования и глобального анализа.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое цивилизационный подход в политологии
Значение слова цивилизационный подход в политологии
Что означает цивилизационный подход в политологии
Толкование слова цивилизационный подход в политологии
Определение термина цивилизационный подход в политологии
civilizacionnyy podhod v politologii это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):